Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Режиссёрская игра     Продолжаем говорить о том, как научить ребёнка играть. Наверно многие слышали такое выражение: «чтобы хорошо учиться в школе, ребёнок должен наиграться».

Настоящий будущий первоклассник (прошу простить за каламбур) перерос игровую деятельность. Она стала для него неинтересна. Долго у учеников в школе остаются только подвижные игры с правилами.

Однако, когда первокласснику плохо, он возвращается к игровой деятельности. Дети играют «запоем». Многие родители обращают на это внимание и стараются такие дела пресекать. Делать такого не надо, - в данной ситуации игра выполняет одну из своих самых важных  функций – психотерапевтическую.

Режиссёрская игра

Но вернёмся к теме: как научить ребёнка играть

Как игра вообще развивается, какие превращения испытывает? Многие мамочки рассказывают, что в жизни их малыша был период, когда любимыми игрушками были мамины кастрюли, крышка, сковородки. Многие из них раздражаются: под ногами крутится. Сперва ребёнок кастрюлями-сковородками просто манипулирует. Потом появляются первые сюжетно-отобразительные игры, - ребёнок повторяет отдельные действия мамы.

Эти отобразительные игровые действия невероятно важны, потому что создают базу для дальнейшего развития. А дальше  развивается цепочка игр:

  1. режиссёрская,
  2. сюжетно-ролевая,
  3. игра с правилами,
  4. и опять режиссёрская.

Как малыш учится играть?

Предметы-заместители

Как узнать, есть у ребёнка первая режиссёрская игра или нет? Присмотритесь, если малыш вместо телефона берёт в руки кирпичик и, приложив к уху, что-то говорит, или кубик возит по столу, издавая звуки работающего мотора, или ещё что-нибудь подобное делает, это здорово.

Вы наблюдаете первые игровые действия режиссёрской игры. Они тем и отличаются от простых манипуляций с игрушками, что малыш переносит функции с одного предмета на другой. Как говорят педагоги, он начинает использовать предметы-заместители. Радуйтесь, вам демонстрируют первые проявления воображения – высшей из высших психических функций.

Режиссёрская игра появляется у трёхлетних малышей и отличается примитивностью сюжета, непродолжительностью. Но пусть вас это не смущает, лиха беда – начало.

Сказка

Сказочные сюжеты приобретает особое значение в обучении ребёнка игровым действиям. Особенно они важны для первых режиссёрских игр. Режиссерская игра всегда имеет сюжет (поэтому она и игра). Маленькому ребёнку трудно придумать его самостоятельно. Сказка или мультик ему помогают.

Ребёнок не слушает сказки. Такое тоже бывает. Поэтому рассказывайте их с помощью кукольного театра. Какие они бывают, можно посмотреть в видеоролике здесь. Когда слово в три года (да и старше) опирается на какой-то образ (картинку, предмет), оно воспринимается как бы на более высоком уровне, потому что в работу включаются оба полушария мозга.

Сказочный сюжет-сценарий помогает малышу научиться придумывать мизансцены – представить последовательность действий в пространстве, проще говоря. Сначала режиссёрская игра будет дословно по сказке. Но со временем малыш научится эту заданность сюжета преодолевать. Приведу пример уже достаточно развитой режиссёрской игры.

Режиссёрская игра Артура (5 лет)

Вид игры: режиссерская

Обоснование: мальчик придумывает сюжет по мотивам сказки «Колобок», играет все роли сам, изменяя голос, произвольно меняет сюжет; иногда использует заместители.

Название игры: «Театр»

Характерные особенности игры: играет все роли сам, изменяя голос, от предложения сверстников поиграть вместе отказывается; произвольно меняет сюжет сказки

Возраст, количество играющих: 1 ребенок 5 лет.

Место проведения: групповая комната, за столом.

Взрослый в детской игре: отсутствует (но может и быть как источник идей, подсказчик)

Подробное описание игры

Играет один. Располагается за столом в групповой комнате. Приносит домик из плоскостного театра, берет резиновые игрушки лисы, волка, медведя, колобка. Осмотрев набор, добавляет из плоскостного театра старика, старуху и зайца. Игра начинается в соответствии с сюжетом сказки. Артур сопровождает игру речью, изменяя голос при переходе от персонажа к персонажу.

Для тропинки, по которой двигается колобок, приносит ёлки и кусты из плоскостного театра. Расставляет их на столе и прячет за них зверей: отсюда они будут неожиданно появляться перед колобком. Дальше всё развивается по сказочному сюжету.

Конец придумывает другой. «Оказывается, все звери знают коварство лисы. Колобок им так понравился, что они решили его спасти. Звери спрятались за ёлки и, когда лиса почти обманула колобка, как выпрыгнут! Колобок с носа лисы свалился, а лиса испугалась и убежала. Колобок обрадовался друзьям и пригласил их в гости».

Перемещает все игрушки к домику. Приносит кубики, сооружает из них стол, вокруг ставит кубики-стулья, на которые «усаживает» игрушки. Угощение раскладывает «понарошку».

На вопрос, во что играет, отвечает: «Я сказочник. Придумаю новую сказку и малышам театр покажу».

Конечно, это уже хорошо развитая режиссёрская игра. У трёхлетки такой не бывает. Но со временем может быть и лучше – надо стремиться, играть чаще.

Режиссёрская игра практически всегда индивидуальна. Иногда кажется, что дети играют вместе, например, в семью. Но если присмотреться, то воспитанники «рядом»: у каждого дошкольника своя семья. И если один уходит, то она не прекращается, а идет дальше своим чередом.

Комментарии  

0 # Elena 21.04.2015 21:26
вообще обучать ребенка играя это интересно и эффективнее! дети любят играть, любят признание!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда 22.12.2016 09:46
Когда играешь с ребенком, даже не задумываешься, что учишь его этому занятию. Кажется, что это он тебя учит))))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий