Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рис. 1 Мнемотаблица для заучивания стиховРодители часто жалуются на плохую память детей (особенно в школе). Причина этого чаще всего заключается в том, что у детей не развита произвольность процесса запоминания.  Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, "в одно ухо влетело, в другое вылетело". Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. 

Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении. Как помочь?

Мнемотаблицы 

Научите ребенка организовать материал, представить себе. Использовать опорные схемы полезно уже с дошкольниками. Лучше всего использовать всякого рода картинки. Такой вид опорных схем можно встретить под названием мнемотаблицы, экспресс-таблицы, мнемодорожки и проч.

Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать. Пример – в начале статьи. Эту таблицу использует для заучивания стихов в речевой группе логопед Анна Резчикова. Подобную опорную табличку может сделать любой родитель совместно с ребенком.

Мнемотаблицы эффективны

  1. Во-первых, зрительные образы хорошо запоминаются.
  2. Во-вторых, дети любят рисовать, поэтому работа не будет напрягать.
  3. В-третьих, ребенку приходится много раз перекодировать информацию: слово в образ и наоборот. Это очень полезная работа, так как в мозге образуются и укрепляются  межполушарные связи.

Начинать обучение надо со знакомых сказок, стихов. Сказки сродни игре, поэтому ребенку проще установить ассоциации со знакомыми персонажами. В любой сказке хорошо просматривается последовательность действий героев. Первую таблицу надо сделать взрослому. Кстати, детям мы называем мнемотаблицы таблицами для запоминания, чтобы сразу создать соответствующую установку.

Таблица для запоминания к сказке "Теремок"

Приведем в пример сказку "Теремок" (Рис. 2).

Последовательность работы с мнемотаблицей

  1. Рассмотрите  с ребенком, что нарисовано на таблице. Какая сказка здесь спряталась? Обратите внимание на особенности героев, которые вы изобразили.
  2. Предложите ребенку пересказать историю с опорой на картинки (образы). Помогите в случае затруднений.
  3. Мнемотаблицы следующих сказок рисуйте вместе с ребенком, чтобы он видел, как вы это делаете и учился. Опоры в таблицах – главные герои и последовательность их действий.

 Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста и возраста ребенка: для малышей достаточно 4 или 9 ячеек. Чем старше ребенок и чем больше у него опыта, тем больше ячеек могут содержать мнемотаблицы.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

  1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;
  2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  3. определять, где должна находиться "выпавшая" картинка среди других;
  4. найти лишнюю картинку;
  5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  6. "распутать" два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
  7. игра "Не зевай, нужную картинку поднимай". Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Здорово то, что дети сами быстро научаются создавать таблицы для запоминания. Мы применяем мнемотаблицы уже с детьми младшего возраста. Есть опыт использования метода в обучении детей с синдромом Дауна, ДЦП, аутистов. Только в этом случае рисуются не таблицы, а мнемодорожки, так как количество материала небольшое. Например, с помощью мнемодорожки из 4 ячеек воспитатель заучивала с "даунятами" стихотворение "Со ступеньки на ступеньку я шагаю помаленьку".

Мнемотаблицы помогут активизировать непроизвольную память и развивать визуальное мышление. Научив детей использовать, а потом и самостоятельно их создавать, вы решите много проблем.

Комментарии   

Татьяна
0 #21 Татьяна 07.11.2013 00:35
Интересная статья. Порекомендовала Ваш сайт сотруднице - у нее дочь в первом классе.
Цитировать
Галина
0 #20 Галина 14.05.2013 11:25
Спасибо, действительно интересный метод, малышам тоже должен понравиться!
Цитировать
Татьяна
0 #19 Татьяна 19.11.2012 20:09
Мне психолог говорила, что для улучшения памяти нужно заучивать стихи. Как же их заучивать, если память плохая. А ваша информация мне очень пригодится -беру в закладки. ОГромное спасибо
Цитировать
Андрей
0 #18 Андрей 23.09.2012 18:44
У сынули память неважная, беру Ваш метод на вооружение. Твит.
Цитировать
Лидия
0 #17 Лидия 27.12.2011 17:47
думаю, это очень замечательный метод)
Цитировать
Виктория
0 #16 Виктория 28.11.2011 17:04
отличная статья. Прочла с большим удовольствием, думаю, что еще не раз к ней вернусь. Спасибо, что обратили внимание на таблицы, а то я как-то про этот метод запоминания подзабыла. Метод понравился, буду использовать в развитии с малым.
Цитировать
Galina
0 #15 Galina 27.11.2011 16:57
Вы правы, Михаил, IQ (коэффициент интеллекта) многое определяет. Но это не постоянная величина. Его можно и нужно развивать, используя в том числе и описанные приемы.
Цитировать
Михаил
0 #14 Михаил 27.11.2011 10:30
Полезные упражнения не спорю, но много ещё зависит и от самого ребёнка, одни способнее других. То есть я об IQ.
Цитировать
Марина
0 #13 Марина 25.11.2011 12:09
Очень полезные статьи на Вашем сайте. Родителям нужно обязательно заниматься со своими детьми, развивая память, внимание. восприятие.
Цитировать
Галина
0 #12 Галина 17.11.2011 01:00
Мы со своей самой младшей внученькой недавно «учили» стихотворения «Мишка косолапый…», «Петушок — золотой гребешок…». Я рассказываю стишок, а она изображает действиями и жестами то, о чём я говорю, потому что сама ещё мала и говорить не умеет. Интересно, можно ли это назвать «мнемодвижения» или «мнеможесты»?
Цитировать

Добавить комментарий


Галина Logo mama-pomogi.ru