Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кто про что, а я опять про красивый почерк у учеников начальной школы. На моем профессиональном пути мне не встречались первоклассники, любящие уроки письма.

Письмо – изнурительное, монотонное занятие для них. Особенно на первом этапе, когда ученик учится писать элементы буковок. Соответственно имеем психологическую перегрузку и снижение интереса к учебе вообще. Нет у ребенка радости от такого труда.

Можно ли сделать обучение письму творческим процессом? Я думала, что нет, пока не прочитала скромную книжечку об опыте московской учительницы Евгении Николаевны Потаповой. Эта учительница работала в известной в Москве школе, где директором по сей день Е. Ямбург. Школа обычная. Ученики разные: без отклонений, с интеллектуальными трудностями (ЗПР, умственная отсталость лёгкой степени), дети-инвалиды. Тогда (в конце 80-х годов)  это был прообраз инклюзивного образования. А нынче практически в каждом классе любой школы есть ученики, обучающиеся инклюзивно. Их тоже надо как-то учить писать. Потаповский метод окажет неоценимую услугу в обучении проблемных первоклассников.

Свою систему Потапова создала для шестилеток. Может быть, кто-то еще помнит этот эксперимент нашего образования. Поскольку многие дети приходили неготовыми к учёбе мотивационно и физически, они быстро уставали. Надо было как-то снимать перегрузку, искать какие-то нестандартные для школы способы письменных работ, чтобы изнурительная для первоклассников работа стала интересной. Для этого Евгения Николаевна обратилась к опыту Марии Монтессори.

Письмо по Е. Н. Потаповой

В обучении письму Е. Н. Потапова условно выделяет 3 этапа.

Цели:

1 этап. Развивать мускульную память;

2 этап. Развивать тактильную память;

3 этап. Закреплять знания и умения с помощью вкладыша букв.

Первый этап в ее системе важен тем, что определяет успех всего обучения. Да, наверное, он важен в любой системе обучения. Дети учатся писать везде в начальной школе Иначе современные учителя не стали бы использовать потаповский метод. Мускульную память Евгения Николаевна развивала с помощью штриховки. По мнению учительницы, дети приходят в школу с совершенно неготовой к письменной работе рукой и полным отсутствием мотивации к этому виду учебной деятельности (это и про современных детей 6,5 лет).

Это можно проверить следующим образом. Дайте будущему первокласснику штриховать какую-нибудь фигуру. Потрогайте мышцы руки, когда он работает. Рука, не готовая к письменной работе, сильно напрягается, даже дрожит. Малыш не может сидеть долго в статической позе, быстро утомляется. Он сильно нажимает на карандаш, который от этого часто ломается.

Сначала у Потаповой первоклассники просто обводили трафареты и заштриховывали их параллельными отрезками, расстояние между которыми 0,5 см. Затем по образцам с помощью фигурных линеек с геометрическими фигурами создавали в альбомах для рисования картины. Например, при изучении "О о" - рисунок маяка (на уроке дети обсуждают летний отдых).

Маяк

Маяк

Для развития тактильной памяти применялись шершавые буквы из мелкой наждачной бумаги. Буковки вырезаются, я так понимаю, родителями к уроку изучения и наклеиваются в специальный альбом. Вырезается заглавная и строчная буквы с их соединениями. Прежде, чем писать букву, первоклассник много раз (не менее 20) ощупывает ее в этом альбоме. Потапова называет это созданием тактильного образа буквы. Если ученику буковка не удается, то он снова и снова обращается к шершавому варианту и продолжает ощупывать ее.

Каждой букве учительница придумывала рассказ-игру, оживляющую процесс запоминания. Весь процесс обучения письму окрашивался положительными эмоциями, благодаря этим рассказам.

Пример урока. Буква Ии

1. Повторение. Закрепление знаний о звуке [о], ощупывание Аа, Оо из наждачной бумаги в направлении письма.

2. Создание в памяти ученика образа Ии.  Ощупывание буквы Ии  из наждачной бумаги в направлении письма. Анализ слова - игра с опорой на схему. Желательно каждый урок упражняться (устно) в составлении предложений. Это развивает речь учеников.

Даются слова: кукла, Ира, у, платье, девочка, сшила, кукла. Дети без особого труда составляют 2 предложения. Одно из них можно проанализировать (сколько слов, какое первое слово, …).

3. Построение предметов, штриховка. Строим самолет.

Самолет

4. Развитие речи.

Учительница. Сегодня мы поговорим о том, как путешествовали письма. (Книга Б. Зубкова "Получите письмо").

Учительница. … Много-много лет тому назад не было у человечества ни самолетов, ни пароходов. Всю почту доставляли гонцы. Спешат гонцы, передают сообщение друг другу.

Была еще почта голубиная. Летят голуби, к ноге трубочка привязана. А в ней письмецо на маленьком клочке бумаги.

Еще сообщения доставлялись почтовыми тройками. Доставляли почту и на воздушных шарах, и по железной дороге, и на пароходе, самолетом, машинами… (Пока Е. Н. Потапова рассказывала историю, школьники "ходили" пальчиком по шершавой буковке Ии).

Можно предложить составить рассказ на тему "Письмо другу". Как оно будет отправлено?

5. Словарная работа. К слову письмо подобрать родственные слова: письмецо, писать, расписка, выписка.

Вот так строился урок у Евгении Николаевны Потаповой. Работа эффективна уже потому, что дети выполняли ее с удовольствием. Не знаю, много ли у Е. Н. Потаповой последователей, но система,  несомненно, эффективна и полезна и при работе с современными школьниками, особенно в инклюзивном обучении.

Комментарии  

0 # Анна 10.10.2013 01:52
У меня с почерком всегда были проблемы. А после университета, когда на лекциях нужно было записывать все очень быстро, почерк стал вообще, страшнее атомной войны.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+3 # Инна 13.10.2013 03:43
Система может и замечательная, но вряд-ли осуществимая((( Кто-нибудь задумывался, какова программа обучению письму младших школьников? Ребенок приходит в школу не подготовленный, А за три недели должна быть прописана полностью первая пропись. Тут не до экспериментов.! Учитель не успевает, отстает. Приходится брать задания на дом, хотя первоклассникам не положено. Мне кажется, таким образом можно обучать детей писать уже в саду (именно штриховке и ощупыванию букв). Вообще, много интересных новаторских идей предлагают западные педагоги, но наша школьная программа совершенно не рассчитана на это.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 13.10.2013 17:17
Да, Инна, Вы во всем правы. Эта система возможна к реализации в полном объеме, если заинтересованы не только учитель, но и родители, и школьная администрация. Иначе, кто защитит учителя?
Эта система была реализована в школе Е. Ямбурга, где учатся и дети с нормой развития, и дети с умственными дефектами разной степени, и дети-инвалиды. А в реальности в 99 % школ такое.
Но как домашнее задание в первом классе родители вполне могут использивать эти картинки. А буквы из наждачной бумаги - и на уроках письма. Учительница моего младшего сына, например, так и делала.
Согласна, что в подготовительной группе детского сада это все тоже можно использовать. У нас дети сначала обводят картинки, затем заштриховывают, потом расскрашивают, и, наконец, вырезают, наклеивают на бумагу и рисуют сюжет. Вот сколько видов работы, где тренируется рука.
А еще школы нашего города приглашают подготовишек на занятия по субботам, начиная с января-феврвля. Во многих регионах есть такая практика. Там тоже все это можно использовать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий