Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кто про что, а я опять про красивый почерк у учеников начальной школы. На моем профессиональном пути мне не встречались первоклассники, любящие уроки письма. Письмо – изнурительное, монотонное занятие для них. Особенно на первом этапе, когда ученик учится писать элементы букв. Соответственно имеем психологическую перегрузку и снижение интереса к учебе вообще. Нет у ребенка радости от такого труда.

Можно ли сделать обучение письму творческим процессом? Я думала, что нет, пока не прочитала скромную книжечку об опыте московской учительницы Евгении Николаевны Потаповой.

Свою систему обучения письму она создала для обучения письму шестилеток. Может быть, кто-то еще помнит этот эксперимент нашего образования. Поскольку многие дети приходили неготовыми к письму мотивационно и физически, они быстро уставали. Надо было как-то снимать перегрузку, искать какие-то нестандартные для школы способы обучения письму, чтобы изнурительная для первоклассников работа стала интересной. Для этого Евгения Николаевна обратилась к опыту Марии Монтессори.

Система обучения письму Е. Н. Потаповой

В обучении письму Е. Н. Потапова условно выделяет 3 этапа.

Цели:

1 этап. Развивать мускульную память;

2 этап. Развивать тактильную память;

3 этап. Закреплять знания и умения с помощью вкладыша букв.

Первый этап в ее системе важен тем, что определяет успех всего обучения. Да, наверное, он важен в любой системе обучения письму. Иначе современные учителя не стали бы использовать его. Мускульную память Потапова развивала с помощью штриховки. По мнению учительницы, дети приходят в школу с совершенно неготовой к письму рукой и полным отсутствием мотивации к этому виду учебной деятельности (это и про современных детей 6,5 лет).

Это можно проверить следующим образом. Дайте ребенку штриховать какую-нибудь фигуру. Потрогайте мышцы руки, когда он работает. Рука, не готовая к письму, сильно напрягается, даже дрожит. Ребенок не может сидеть долго над работой, быстро утомляется. Он сильно нажимает на карандаш, который от этого часто ломается.

Сначала у Потаповой дети просто обводили трафареты и заштриховывали их параллельными отрезками, расстояние между которыми 0,5 см. Затем по образцам с помощью фигурных линеек с геометрическими фигурами создавали в альбомах для рисования картины. Например, при изучении буквы "О о" - рисунок маяка (на уроке дети обсуждают летний отдых).

Письмо по Е. Н. Потаповой. Маяк

Письмо по Е. Н. Потаповой. Маяк

Для развития тактильной памяти Е. Н. Потапова использовала шершавые буквы из мелкой наждачной бумаги. Буквы вырезаются, я так понимаю, родителями к уроку изучения и наклеиваются в специальный альбом. Вырезается заглавная и строчная буквы с их соединениями. Прежде, чем писать букву, ребенок много раз (не менее 20) ощупывает ее в этом альбоме. Потапова называет это созданием тактильного образа буквы. Если ребенку буква не удается, то он снова и снова обращается к шершавой букве и продолжает ощупывать ее.

Каждой букве Евгения Николаевна Потапова придумывала рассказ-игру, оживляющий процесс запоминания. Весь процесс обучения письму окрашивался положительными эмоциями, благодаря этим рассказам.

Пример урока Е. Н. Потаповой: Буква Ии

1. Повторение. Закрепление знаний о звуке [о], ощупывание букв Аа, Оо из наждачной бумаги в направлении письма.

2. Создание в памяти ученика образа буквы Ии.  Ощупывание буквы Ии  из наждачной бумаги в направлении письма. Анализ слова - игра с опорой на схему. Желательно каждый урок упражняться (устно) в составлении предложений. Это развивает речь учеников.

Даются слова: кукла, Ира, у, платье, девочка, сшила, кукла. Дети без особого труда составляют 2 предложения. Одно из них можно проанализировать (сколько слов, какое первое слово, …).

3. Построение предметов, штриховка. Строим самолет.

Письмо по Е. Н. Потаповой. Самолет

4. Развитие речи.

Потапова. Сегодня мы поговорим о том, как путешествовали письма. (Книга Б. Зубкова "Получите письмо").

Потапова. … Много-много лет тому назад не было у человечества ни самолетов, ни пароходов. Всю почту доставляли гонцы. Спешат гонцы, передают письмо друг другу.

Была еще почта голубиная. Летят голуби, к ноге трубочка привязана. А в ней письмо на маленьком клочке бумаги.

Еще письма доставлялись почтовыми тройками. Доставляли почту и на воздушных шарах, и по железной дороге, и на пароходе, самолетом, машинами… (Пока Е. Н. Потапова рассказывала историю, дети "ходили" пальчиком по шершавой букве Ии).

Можно предложить составить рассказ на тему "Письмо другу". Как письмо будет отправлено?

5. Словарная работа. К слову письмо подобрать родственные слова: письмецо, писать, расписка, выписка.

Вот так строился урок у Евгении Николаевны Потаповой. Работа эта эффективна уже потому, что дети выполняли ее с удовольствием. Не знаю, много ли у Е. Н. Потаповой последователей, но ее система,  несомненно, эффективна и полезна и при работе с современными детьми.

Комментарии   
Galina
0 #3 Galina 13.10.2013 13:17
Да, Инна, Вы во всем правы. Эта система возможна к реализации в полном объеме, если заинтересованы не только учитель, но и родители, и школьная администрация. Иначе, кто защитит учителя?
Эта система была реализована в школе Е. Ямбурга, где учатся и дети с нормой развития, и дети с умственными дефектами разной степени, и дети-инвалиды. А в реальности в 99 % школ такое.
Но как домашнее задание в первом классе родители вполне могут использивать эти картинки. А буквы из наждачной бумаги - и на уроках письма. Учительница моего младшего сына, например, так и делала.
Согласна, что в подготовительной группе детского сада это все тоже можно использовать. У нас дети сначала обводят картинки, затем заштриховывают, потом расскрашивают, и, наконец, вырезают, наклеивают на бумагу и рисуют сюжет. Вот сколько видов работы, где тренируется рука.
А еще школы нашего города приглашают подготовишек на занятия по субботам, начиная с января-феврвля. Во многих регионах есть такая практика. Там тоже все это можно использовать.
Цитировать
Инна
0 #2 Инна 12.10.2013 23:43
Система может и замечательная, но вряд-ли осуществимая((( Кто-нибудь задумывался, какова программа обучению письму младших школьников? Ребенок приходит в школу не подготовленный, А за три недели должна быть прописана полностью первая пропись. Тут не до экспериментов.! Учитель не успевает, отстает. Приходится брать задания на дом, хотя первоклассникам не положено. Мне кажется, таким образом можно обучать детей писать уже в саду (именно штриховке и ощупыванию букв). Вообще, много интересных новаторских идей предлагают западные педагоги, но наша школьная программа совершенно не рассчитана на это.
Цитировать
Анна
0 #1 Анна 09.10.2013 21:52
У меня с почерком всегда были проблемы. А после университета, когда на лекциях нужно было записывать все очень быстро, почерк стал вообще, страшнее атомной войны.
Цитировать
Добавить комментарий