Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Штриховки ПотаповойОбучение в Монтессори-школах исходило из бытовых потребностей. Причем Монтессори всегда искала такие методы, которые помогали ребенку получить навык с наименьшими затратами времени и энергии.

Одевание, застегивание пуговиц, шнуровка, перенесение вещей и другие умения подобного рода представляют трудности для детей раннего возраста, особенно с нарушенным развитием, потому что у них слабо развита мелкая моторика. 

Чтобы решить проблему сенсомоторики, Мария с учительницами придумали рамки типа пялец. На них натягиваются куски материи, разделенные в середине на 2 половины. Эти половины соединяли пуговицы, кнопки, крючки, ленты и шнуровка. Так трудную работу по обучению одеванию Монтессори перенесла в дидактические игры, которые изумительно развивали.

Монтессори в отечественной педагогике

В отечественной педагогике методика Монтессори сначала получила значительную популярность, однако в советское время имя автора было практически забыто. Но ее элементы активно использовались и творчески переосмысливались.

В группах раннего возраста отечественных детских садов педагоги модифицировали эти Монтессори-материалы: вместо рамок стали использовать пособия вроде подушек с нашитыми аппликациями. Например, елка. На ее ветках пуговицы, а на них надо развесить "шарики-фонарики" - матерчатые кружки разного цвета и фактуры с прорезью по середине. Сначала это крупные пуговицы. Чем лучше ребенок овладевает умением, тем пуговицы мельче.

Аналогичные дидактические материалы с кнопками. Много всяких шнуровок. Редко можно встретить работу с крючками, их не используют в одежде. Зато среди игр появились застежки "молнии".

Такие игры вместе с вкладышами, штриховками настолько хорошо развивали мелкую моторику, что уже к 5 годам готовили руку воспитанников Монтессори к письму. К сожалению, современные родители заменяют застежки "липучками", упрощая жизнь себе и не усматривая прямой связи между ручной умелостью, умом и подготовкой к школе.

Е. Н. Потапова: обучение письму

Еще один пример. Московская  учительница Евгения Николаевна Потапова, используя идею штриховок, придумала свою систему обучения письму. Она считала, что рука первоклассника к нему не готова. Письмо превращается в тяжелый и нудный труд без всякого мотива для ребенка. Поэтому у Потаповой некоторое время обучение в 1 классе проходит без письма. Центр тяжести переносится на развитие психо-моторики (мелкая мускулатура руки, тактильная память при зри­тельном контроле), формирование геометрических представлений.

Следуя идеям Монтессори, она создала серию рисунков-штриховок. Дети работают с ними, пока изучаются буквы. Рисунки создаются ребятами по образцам с помощью лекал. Усложняется работа, усложняются рисунки.

Хочу обратить особое внимание читателей на рисунки учителя Е. Н. Потаповой. Обучаясь письму по её методике, дети в экспериментальной группе к третьему классу имели очень красивый почерк при скорости письма в 3 раза превышающей скорость письма в контрольной группе! И это при том, что самих букв дети не писали почти до конца первого класса.

Приводим несколько примеров таких образцов, которые мы использовали в работе с дошкольниками.

Берутся готовые рисунки и обводятся. При использовании карандаша можно делать ксерокопии образцов. Для работы ручкой их лучше распечатать на принтере, чтобы краска не тянулась за кончиком стержня, не размазывалась, пачкая всё вокруг.

Самое первое задание показывает направления линий при штриховании. В некоторых рисунках присутствуют элементы букв. Но в работе с дошкольниками мы не употребляем термин "буква". Мы обводим прямые, косые линии и "завитушки".

Способы штрихования рисунков. Прямые и изогнутые линии. Направление показано стрелками.

Сначала ребенок обводит все линии, а затем раскрашивает, рисуя штрихи в заданном направлении. Направление стрелкой задает взрослый.

Штриховки Потаповой с элементами букв

Дети любят такие рисунки, и с удовольствием обводят и штрихуют их.

Комментарии  

0 # Балашова Татьяна 07.09.2011 21:31
Работа с детьми - это очень ответственно. Нужно вкладывать всю душу и всю любовь, чтобы дети тебе поверили. А создать свою методику воспитания, это уж совсем подвиг.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Сергей Иванов 08.09.2011 12:46
А как можно объяснить тот факт, что когда сидишь на каком-нибудь совещании, заседании, то слушаешь оратора и пишешь такие же знаки на свободном поле записной книги? Замечаю за собой это дело изначально. Это нормально? Или впад в детство? или осутствие правильного образования?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 08.09.2011 14:06
Вы заметили одну из своих особенностей восприятия окружающего, характеризующую Вас как кинестетика. Это нормально, но имеет отношение к другой статье этого сайта "Особенности развития: визуалы, аудиалы, кинестетики". Приглашаю Вас прочитать ее, потому что в двух словах не объяснить.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Natabul 08.09.2011 17:45
Похоже на прописи в первом классе школы - дети до школы любят их обводить, а в школе с какой ответственностью выводят!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда 08.09.2011 19:14
Да, судя по всему, Мария Монтессори была педагогом от Бога. Нашему Макаренко далеко до нее, да и советский педагог что мог придумать ценного, не выходя за ограниченные рамки.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Татьяна 11.09.2011 20:43
ммм.... А Вы читали Макаренко?
У каждого свой вклад в педагогику....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Наталья 09.09.2011 11:30
интересная методика. Но мы выбрали обучение по Зайцеву.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # water 09.09.2011 13:48
Очень похоже на прописи в начальных классах:))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 09.09.2011 16:40
А я вот припоминаю, что во времена моего ученичества обучению письму отводилось много времени, мы писали вначале карандашом, потом перьевой ручкой. Нынешние школьники пишут шариковыми ручками, прописи бывают сложными для неподготовленных малышей, моторика не развивается постепенно, отсюда и другие проблемы в обучении.Мне нравится подход учительницы Потаповой. Но что-то не слышно, чтобы ее поддержали.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Рина 09.09.2011 23:18
Спасибо за статью, как раз сейчас мои мужчины ходят в школу раннего развития использующую методику Монтессори. Интересно более детально ознакомиться с этой методикой
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Борис 10.09.2011 23:51
Очень интересные методики, думаю моим малышам все это понравится.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Олег 11.09.2011 11:39
Жалко, что меня в детстве по подобной методике не обучали. Как то было все однообразно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 11.09.2011 17:34
Методика и вправду очень интересная и занятная, спасибо за хорошую подсказку)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анатолий 11.09.2011 17:48
полностью солидарен с Галиной.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Татьяна 11.09.2011 20:52
Методика безусловно интересная, и ее элементы конечно же использовались и используются в традиционной начальной школе. Многое, как всегда, зависит от учителя...
Но подготовка ручки малыша к школе, развитие мелкой моторики - раскрашивание, штриховка, пуговички и многое другое предполагается для периода подготовки к школе. В школе происходит дальнейшее развитие. От крупных элементов к более мелким.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Марина 12.09.2011 11:23
Да методика интересная и дети должны развиваться по ней с интересом. Хотя некоторые приемы правописания при дошкольном обучении пересекаются с описанными в статье
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 16.09.2011 03:47
Мы использовали картинки-штриховки в одном детском саду. Учителя отметили разительное отличие в подготовке дошкольников именно этого сада к письму.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий