Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогика МонтессориО Марии Монтессори мало кто не слышал. Итальянский врач прошлого века, работала с сиротами и детьми, имеющими отклонения. Однако, это поверхностные знания.

Родителям наших нестандартных ребятишек полезно узнать о методах её работы поподробнее, потому что они очень полезны для любых детей, а особенно для нестандартных. 

Сенсорика - основа школы Монтессори

Первое, что активно стимулируется в Монтессори-школах, это сенсорное развитие (ощущения и восприятие). Основу ее дидактической (обучающей) системы составляет развитие чувства осязания. Здесь она основывается на естественном стремлении маленьких детей все щупать.

Например, один из самых первых уроков состоит в том, что ребенок учится распознавать гладкое и шероховатое и различать их. Для этого используются дощечки, на которые наклеена гладкая и шершавая (наждачная) бумага.

Урок Монтессори - осязание

Вот как описывает этот урок Татьяна Львовна Толстая-Сухотина.

Учительница кладет перед ребенком 2 прямоугольника, на которые наклеена гладкая и шероховатая бумага, и, беря в руку 2 пальчика ребенка (указательный и средний), легко проводит ими по гладкой поверхности бумаги. При этом говорит ясно и членораздельно: "Это гладко, гладко". Потом она берет шероховатый прямоугольник и также, проводя по нему пальчиками ребенка, говорит: "Это шероховато". Это первый прием.

Второй прием состоит в том, что она говорит: "Дай мне гладкую дощечку, дай мне шероховатую". Если ребенок понял разницу и выполнил задание, то учительница переходит к третьему приему, который состоит в том, что она берет один из прямоугольников и спрашивает: "Это какой?" Потом берет другой и спрашивает: "А это какой?"

Не забудьте, что речь идет о детях трех и даже двух с половиной лет разного уровня развития. Эти приемы используют в педагогике Марии Монтессори по сей день.

Для развития чувства осязания Монтессори использовала целый набор лоскутков разных тканей, но одинакового размера, с аккуратно обработанными краями: несколько сортов бархата, атласа, фланели, толстых и тонких шерстяных, шелковых, льняных, сатиновых и ситцевых тканей. Игра такая: надо с завязанными глазами угадать, какая материя попалась под руку.

Урок Монтессори - цветоощущение

Аналогичный урок проводится для умения различать цвета. В материале  заготовлены плоские деревянные катушки с намотанными на них разноцветными нитками. Педагог берет две из них, самые яркие, например, синюю и красную, и также в 3 приема дает урок цвета.

Для начальных уроков всегда берутся сильно контрастирующие предметы, а потом происходит переход к все более и более тонким различиям. Торопиться не стоит, надо дать ребенку внимательно рассмотреть предметы, взять в руки, ощупать.

Следующий урок о цветах. Педагог берет по две одинаковых катушки, например, две красных, две синих, две желтых. Из этой кучи она выбирает две красных катушки, кладет их рядом и внятно говорит ребенку: "Посмотри, – вот эти 2 катушки одинаковы. Они красные, красные, красные". Тоже самое она делает и с другими катушками. А потом смешивает их, берет катушку красного цвета и говорит: "Найди такую же". Когда ребенок подобрал все три цвета, ему предлагают смешать все катушки и самостоятельно подобрать одинаковые по цвету. Монтессори использовала 8 серий цветов по 8 оттенков каждого цвета, и все в 2 экземплярах, поэтому дети в ее школе умели хорошо различать цвета и их оттенки.

Урок Монтессори - вес, температура

Для развития чувства веса Монтессори применяла дощечки одинакового размера, но разного веса.

Для развития ощущения тепла и холода наливали тазики с водой разной температуры. Дети окунали в нее пальчики и определяли, которая теплее, которая холоднее.

Урок Монтессори - форма

Форму изучают по работе с вкладышами. Сначала надо обвести пальцами саму плоскую фигуру, а потом место, куда ребенок хочет ее поместить. Таким образом, в мускульной памяти остается форма фигуры. Потом упражнение выполняется с закрытыми глазами. Затем эти фигуры обводятся карандашом на бумаге и раскрашиваются. Монтессори считала это упражнение очень важным для формирования понятий о форме. Ребенок обводит два таких разных предмета: сам вкладыш и его место на рамке, а получает одинаковые рисунки. Так формируется представление о форме.

Конечно, это только часть из того, что использует Монтессори-обучение. Всего таких дидактических приспособлений около 40.

Продолжение следует… 

Комментарии   
Татьяна
0 #16 Татьяна 23.09.2011 04:42
У меня старший сын немного обучался по этой программе. Мне нравилось.
Цитировать
Андрей
0 #15 Андрей 13.09.2011 01:48
Очень интересная методика, не слышал еще о такой. Спасибо за интересную статью!
Цитировать
Евгений
0 #14 Евгений 12.09.2011 19:15
А я думал это у нас так садик просто называется, а это оказывается Мария. Теперь буду знать.
Цитировать
Горбунова Татьяна
0 #13 Горбунова Татьяна 12.09.2011 17:30
Замечательная методика.Лет 15 назад очень многие по ней занимались.Странно,что она сейчас не известна.
Цитировать
Lina
0 #12 Lina 11.09.2011 20:21
Я водила дочь в школу, где занимались по системе Монтессори. Дочь посещала эту школу 3 года, с 1.5 до 4.5 лет. Мне очень понравились методы обучения Монтессори, та свобода выбора, которую там имеют дети. Я имею ввиду выбор темпа своего развития, интересующих материалов и т.д. Тем, у кого есть маленькие дети, рекомендую занятия по этой системе. Конечно, хорошо ходить туда, где обучением и развитием занимаются профессионалы и где есть все необходимые материалы и пособия системы Монтессори.
Цитировать
Елена Панова
0 #11 Елена Панова 10.09.2011 20:28
Очень нужная статья. Мамочки должны знать эти особенности развития малышей и сами использовать их в ежедневных занятиях.
Цитировать
Galina
0 #10 Galina 08.09.2011 17:14
Школа Щетинина существует в единственном числе. Такое обучение невозможно тиражировать.
Цитировать
Игорь
0 #9 Игорь 08.09.2011 15:31
Я до этого не слышал об этой методике, и я рад этому. Потому что моя жизнь и жизнь моих детей идет в другом кругу развития. И сейчас я смотрю с завистью на ребят из школы Щетинина. Вот что нужно перенимать, и опыт наших предков, которые в три года проводили первые испытания для детей, и дети в этом возрасте должны были определить кто они. Девочки всю ночь шили одежду , да, да в три года, готовились быть хозяйками, а парни должны были всю ночь скакать на коне. А кто не мог с первого раза пройти, у того была возможность пройти в 5 или в 7 лет. И семьи в дальнейшем создавали только прошедшие эти испытания, и дети их были здоровы.
Цитировать
Людмила
0 #8 Людмила 08.09.2011 03:39
Методика хорошо работает, очень жаль ,что у нас в стране, даже педагоги не используют многое из нее, а детям это очень помогает.
Цитировать
Борис Макаров
0 #7 Борис Макаров 06.09.2011 05:34
Как и везде, многое зависит от педагогов, Любую идею можно свести "на нет", если к делу подойти без учета индивидуальных особенностей конкретных детей.
Цитировать
Добавить комментарий