Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наблюдательность — важное качество и для взрослых, и для детей. Отличительной чертой наблюдательности является то, что она функционирует не в результате стимулов со стороны (родителей или педагога), а исключительно по собственной инициативе ученика — как проявление его внутренней умственной активности. Именно поэтому создатели тестов наблюдательности предлагают задачу в косвенной форме.

Наблюдательность довольно сложная способность. Первый этап её развития — приметливость — «старшая сестра» внимательности. Речь идёт о способности в процессе восприятия обращать внимание (в основном непроизвольно) на отсутствие в каком-то предмете определённого элемента, либо, наоборот, — наличие в нём чего-то необычного.

Наблюдательностью — приметливостью обладают только те, в чьей долговременной памяти хранятся четкие, детализированные представления об окружающих предметах. Не зная предмета в его нормальном виде, нельзя заметить в нем аномалии. Это первый из компонентов приметливости.

Другой заключается в осмыслении обнаруженных особенностей, в способности правильно оценить их роль и значение. То есть уже на уровне приметливости наблюдательность — это синтез внешнего непроизвольного внимания, мышления и долговременной памяти.

Тесты на наблюдательность

Раскроем понятие наблюдательности на примере двух тестов, предназначенных для учеников начальных классов. Оба они проводятся индивидуально.

Первый тест имеет название "Оцени работу художника"

Рис. 1. Стимульный материал к тесту на наблюдательностьПроцедура тестирования.

Испытуемому последовательно предъявляют 35 карточек, на каждой из которых — отдельный предмет или группа предметов. Среди этих карточек 16 — зачетные (смотрите рисунок выше), остальные — камуфляжные. Особенность зачетных (они указаны на рисунке) состоит в отсутствии или в неправильном изображении на рисунке определенной детали. Камуфляжные карточки — это обычные рисунки без каких бы то ни было искажений. Учитель подбирает их сам (желательно, чтобы они были выполнены в том же формате, что и зачетные)

В инструкции, которую ученик получает перед началом теста на наблюдательность, ему предлагают внимательно рассмотреть очередной рисунок и сказать, нравится ли он ему, хорошо ли выполнен. То есть настоящее назначение теста не указывается. (Если бы в инструкции ставился прямой вопрос "Чего здесь не хватает?" или "Что нарисовано неправильно?", то это был бы тест на простую внимательность.) Чтобы испытуемый не догадался о подлинном назначении теста (не смог постичь специфику зачетных карточек), и применяются камуфляжные карточки.

Все предметы, изображенные на рисунках, детям хорошо знакомы (1 — стол без одной ножки; 2 — собака без уха; 3 — девочка безо рта; 4 — котёнок без левого уса; 5 — ножницы без соединительного винта; 6 — мизинец без ногтя; 7 — цифра на игральной карте не соответствует количеству изображённых на ней символов; 8 — дверь без нижней петли; 9 — пиджак без петель для пуговиц; 10 — рыба без чешуи; 11 — муха без усиков; 12 — шуруп без прорези на шляпке; 13 — отсутствие бровей на лице; 14 — отсутствуют опорные шипы; 15 — колбочка градусника не заполнена жидкостью; 16 — одно из копыт не раздвоенное).

Если эти картинки теста на наблюдательность не нравятся, их можно заменить картинками из теста Д. Векслера.

Однако наблюдательность — приметливость продемонстрируют лишь те, кто внимательно рассмотрят эти предметы, сопоставляя их (по крайней мере, на интуитивном уровне) с соответствующими представлениями, хранящимися в долговременной памяти. На рассматривание одного рисунка отводится одна-полторы минуты. За каждую указанную в ходе беседы ошибку испытуемому начисляется один балл. Следовательно, максимальная оценка — 16 баллов.

Читать далее...

Источник: Ю. З. Гильбух «Темперамент и познавательные способности школьника»

Комментарии   
Наталья
0 #1 Наталья 12.04.2014 23:49
Наблюдательность в повседневной жизни часто нужна. Например, попадая в незнакомую местность, чтобы не растеряться, выбираем для себя какие-то ориентиры, запоминаем их и по ним находим обратно дорогу. Это качество обязательно нужно развивать. Спасибо, Галина Викторовна, что Вы о нём нам напомнили.
Цитировать
Добавить комментарий