Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы чтенияМногие родители стараются облегчить жизнь будущему первокласснику. Что важно не упустить в этой подготовке?

Гюзель Абдулова – методист из центра «Эйдос», обучающая детей быстрому чтению, даёт взрослым следующие советы. Мне они понравились, и я делюсь с Вами, уважаемые читатели.

Многих ребят обучают чтению. Обратите внимание на тонкости этого дела. Рассмотрим проблемы чтения и способы их профилактики.

Проблема медленного чтения

Почему возникает проблема медленного чтения?

  1. Алфавит

Приходя в школу, ребята обычно знают буквы. Обратите внимание, как вы учите алфавит. Учите буквы, как обозначающие их звуки. Вариант заучивания названий букв (ЭМ, ЭН) считается неэффективным. Он будет мешать в школе.

Если у ребёнка в школе начинаются замены букв при чтении, ваш путь к логопеду

  1. Проверьте у логопеда

– Фонематический слух

Быстрому становлению навыка чтения часто мешает неразвитось фонематического слуха.

Фонематический слух – способность узнавать и понимать звуки речи.

– Слоговую структуру слова

Перестановка слогов, неправильное их чтение тоже не способствует эффективному чтению. Логопед подскажет, как её устранить. При отсутствии такого специалиста в первом классе или до школы (если ребёнок читает) работайте со слоговыми таблицами. Мы применяем подобные. 

М

МА

МУ

МО

МЫ

МЭ

МЬ

МЯ

МЮ

МЁ

МИ

МЕ

Н

НА

НУ

НО

НЫ

НЭ

НЬ

НЯ

НЮ

НЁ

НИ

НЕ

  1. Замена букв при чтении

Порой родители замечают следующее. При чтении дети заменяют буквы. Логопеды объясняют плохой изученностью букв. Путаются буквы, похожие по написанию или произношению. Эффективно упражнение на подбор слов, начинающихся на эту букву (звук).

  1. Придумывание окончаний

Эта проблема чтения и детей, и взрослых: читающий не видит слово целиком, часть его прочитывает, а окончание придумывает (смысловая догадка). Чаще так происходит с длинными словами. Проблема чтения – узкое поле зрения. И его необходимо расширять.

Подойдут упражнения с простыми таблицами Шульте. Надо только разобраться, как их применять правильно. Об этом напишем дополнительно.

Упражнение «Прятки». Смысл – быстро показывать ребёнку слог (ПО-) или слово (МАК), а он должен за короткий промежуток (1-2 сек) увидеть слово целиком и назвать его. Мы показываем на счёт: сперва «раз-два», по мере появления навыка на «раз». Со временем количество букв увеличивается. В книжке «Букварь 21 века» есть ещё один вариант расширения поля зрения.

  1. Чтение длинных слов по слогам

Поначалу так и должно быть. Но с освоением чтения становится проблемой. Помогут скороговорки. Надо учить максимально быстро и правильно проговаривать слова.

  1. Двойное чтение

Для понимания слова ребёнку надо прочитать его дважды. Читает по-разному: про себя, щёпотом, вслух. Причина – боязнь ошибиться, неуверенность. Помогает чтение с зажатым в зубах предметом, например, палочкой от чупа-чупса. Можно просто слегка прикусить язык, не давая ему двигаться.

  1. Теряет строку, пропускает слова

Причина – невнимательность. Слабое произвольное внимание – ребёнок концентрируется всего на 5-10 минут. Помогает частая смена видов работы.

  1. Возвратное чтение (регрессия)

Сложная проблема, не только детская, но и взрослая. У перечитывания две причины: невнимательность и/или непонимание. Школьники вполне могут бороться с этой проблемой чтения методом Олега Андреева. Приготовить листок и карандаш. Читая, контролировать себя: как только появится желание перечитать текст или сознание «уплывает» ставим палочку. Со временем количество палочек уменьшается: школьник овладевает произвольным вниманием.

  1. Непонимание текста

Бывает из-за «куцего» словарного запаса, недостаточного внимания и памяти.

Упражнение на расширение словаря. Заведите небольшой словарик. Вписывайте туда новые слова и определения к ним. С дошкольником или младшим школьником это сделает взрослый.

  1. Недостатки звукобуквенного анализа

Помогут упражнения на анаграммы: восстановление слова из букв перемешанных, перевёрнутых, написанных в обратном порядке.

  1. Неумение читать про себя

Больше касается школьников. Причина: ребёнок с начала чтения всё время читает вслух. Считается, что чтение вслух помогает лучшему пониманию содержания. Абсолютно неправильное утверждение!  Г. Абдулова, методист по обучению быстрому чтению детей, советует: надо учить читать про себя как можно раньше.

  1. Трудности пространственной ориентировки

Ориентировка оказывает значительное влияние на обучение, в том числе и чтению. Как проводить тренировку читайте здесь. Хорошие результаты даёт рисование по клеткам – всем известные графические диктанты.

  1. Неправильная осанка

Я думаю, мало кто из родителей (да и отдельные учителя) на этот момент обращают внимание. Между тем просто выпрямив спину и подняв голову, можно значительно увеличить скорость чтения. Перекошенная спина и зажатые мышцы нарушают дыхание и кровоснабжение мозга. Наукой доказано, чтение полулёжа увеличивает понимание текста на 30 %. Вот так влияет расслабленная поза.

Важен также угол наклона книги. Современные плоские без наклона столы заставляют ребёнка наклоняться над книгой для расширения поля зрения. Результат: неправильное дыхание, снижение чёткости восприятия и другое. Поможет подставка для книг.

Парты Эрисмана, за которыми училось старшее поколение, были в этом смысле идеальными: правильный угол наклона, подставка под ноги...

  1. Неумение расслабляться

Обратите внимание моргает ли ребёнок, читая текст. Если нет, это признак неумения расслаблять глаза. А без этого невозможно повысить скорость чтения. Поэтому надо учить ребят делать время от времени гимнастику для глаз хотя бы в такой форме: поморгай легко-легко, как бабочка крылышками машет.

Расслабление глаз позволяет расширить поле зрения, что способствует более быстрому чтению. Об этом тоже напишем подробнее.

Обращая внимание на перечисленные выше проблемы, затрудняющие чтение, взрослые могут провести профилактическую работу и обеспечить благополучное формирование этого базового для обучения навыка. Сайт Нестандартные дети желает успехов. 

Комментарии   
Галина Обнорская
0 #7 Галина Обнорская 13.07.2017 20:13
Цитирую Анна:
Одному из моих племянников уже почти 10 лет и у него до сих пор проблемы с чтением. Бекаем, мекает. А потом замечательно отвечает на вопросы по тексту и прекрасно пересказывает то, что прочел. Странно!

Ничего странного, Анна. Понимание достигается за счёт снижения скорости чтения. Если бы читал быстрее, понимал бы хуже. Должно быть везде хорошо. А так надо разбираться, потому что с низкими показателями по чтению в средней школе учиться будет трудно.
Цитировать
Анна
0 #6 Анна 11.07.2017 18:12
Одному из моих племянников уже почти 10 лет и у него до сих пор проблемы с чтением. Бекаем, мекает. А потом замечательно отвечает на вопросы по тексту и прекрасно пересказывает то, что прочел. Странно!
Цитировать
Любовь
0 #5 Любовь 09.07.2017 20:04
А по мне так лучше все запоминается вслух и когда еще это сам проговариваешь.
Цитировать
Людмила
0 #4 Людмила 09.07.2017 11:59
Читая статью вспомнила, что со своими детьми тоже использовала слоговые таблицы при обучении чтению. Мы пропевали слоги на мелодию разных детских песенок, было весело. :-)
Цитировать
Вера
0 #3 Вера 04.07.2017 13:30
У наших обоих детей был нарушен фонематический слух, как выявилось в 1 классе, несмотря на постоянные чтения с ними и занятий по развитию речи. Мы были очень удивлены. Причём, сами они очень любили читать в то время, любят и сейчас читать. Ходили оба в своё время к логопеду. Справились, слух пришёл к нужному психическому состоянию.
Цитировать
Марина
0 #2 Марина 04.07.2017 04:46
Смысл здесь в том, что и в "ЭМ", и в "МЭ" две буквы (звука), а а нужна только одна "М". Поэтому удобнее называть буквы, как звук "М"
Цитировать
Татьяна Романова
0 #1 Татьяна Романова 04.07.2017 03:36
Меня всегда смущали названия букв (ЭМ, ЭН), вроде бы проще во всех отношениях озвучивать как МЭ, НЭ...
Цитировать
Добавить комментарий