Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ЛевшаЛевша… Особые способности? Бывает. Что означает леворукость? Если ребенок стойко и упорно действует левой рукой – это не всегда означает, что он левша.

Чтобы разобраться, надо разделить понятия

  1. левшество,
  2. леворукость.

Отличия леворукого ребёнка и левши

Общего у них только то, что человек предпочитает действовать левой рукой. А дальше начинаются отличия.

Отечественный нейропсихолог Анна Семенович утверждает: у левшей тип мозговой организации психических процессов особый. Действие левой рукой для них естественно, как и для правшей – правой. Это врожденное. Настоящих левшей не более 10-15%.

Левшество - часто генетически обусловлено, передается по наследству. Иногда может возникануть спонтанно, без генетической предрасположенности. У левшей интересная мозговая организация - у них гораздо лучше, чем у правшей, развито мозолистое тело, отвечающее за межполушарные взаимодействия, речевые зоны - симметричны, тогда как у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии.

Благодаря этому левши быстрее обрабатывают информацию, что помогает им легче адаптироваться в праворуком мире и даже быть одаренными в некоторых областях

Леворукость – приобретенное. Может развиться как компенсация. Левая рука становится ведущей из-за того, что слаба правая. Причины этого явления бывают разными. Возникает чаще всего в результате родовой травмы и поражения левого полушария головного мозга.

Чаще всего это выраженная асимметричность в развитии мозга на первом году жизни. Асимметричность проявляется в виде одностороннего гипо- или гипертонуса (усиления или ослабления работы мышц тела с одной стороны). После принятых мер (массажа и др.) проблема может не проявляться до начала обучения.

Компенсаторная леворукость плоха тем, что правая рука плохо развивается, со временем слабеет и становится все менее ловкой. А ведь с нею напрямую связано левое полушарие мозга, которое тоже начинает отставать в развитии. Поэтому задержка речевого развития, задержка психического развития - частые диагнозы-спутники таких детей.

Вывод: внешние проявления левшества и леворукости одинаковые, а причины разные.

Переучивать или нет?

Этот материальный мир приспособлен для праворуких, левша часто чувствует себя здесь не комфортно. Поэтому считалось, что переучивать на праворукость надо обязательно. У некоторых народов изобретались достаточно жесткие методы вроде привязывания левой руки к телу или стулу. Методы суровые, но в результате человек работал обеими руками примерно одинаково.

В настоящее время есть немало сторонников оберукости. Да и сами левши не прочь продемонстрировать замечательное свойство действовать обеими руками..

Последнее время родители и специалисты стали придерживаться другой точки зрения: не переучивать. Ни та, ни другая позиции не являются однозначно правильными.

Левшество и леворукость на практике

Известный нейропсихолог Антонина Цыганок приводит 2 примера из своей многолетней практики. В каждом случае коррекционная программа зависела от выявления по-настоящему ведущей руки.

I случай.

Мальчик 12 лет. Неуклюжий, неловкий, заторможенный, плохо учился. Замкнут, родители жалуются на невротические проявления. Выяснилось, что мальчик с детства пытался оперировать левой рукой. И с детства же малыша достаточно жестко переучивали, то есть не давали развиваться в соответствии с заданной природой программой.

Врач-невропатолог подтвердил истинное левшество. Понадобилось 2 года, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями не только в деятельности, но и в поведении (нормализация поведения).

II случай.

Леворукий мальчик 11 лет. Вялый, медлительный, быстро устает, плохо запоминает стихи, делает много ошибок в речи. С детства стремится действовать левой рукой. Невропатолог подтверждает компенсаторную леворукость: слабость и неловкость правой руки и т. д. В этом случае была разработана программа постепенного перехода на двуручную деятельность, активизации праворукости. Мальчик успешно учится. 

Леворукие дети нуждаются в обязательной нейропсихологической помощи, иначе их мозг работает буквально на износ. 

Про оберукость

А ещё есть

  1. амбидекстры
  2. и амбисинистры.

Это примерно то же самое, только про две руки. У амбидекстра - обе правые, обе действуют одинаково отлично. У амбисинистра - обе левые.

Таких детей в школе встречают все больше и больше, они уверенно пополняют ряды дисграфиков, писать им трудно, разобраться в пространственной ориентации на листе бумаги, не разобравшись в собственном теле - ещё труднее.

И самое грустное - до школы на компенсаторных левшей и амбисинистров никто особенно внимания и не обращает - ну левша, переучивать же нельзя. Он рисует то правой рукой, то левой - ну круто же, двумя владеет! А по рисунку видно - не владеет ни одной.

В норме ведущая рука определяется самое позднее в 5 лет. Если по достижении этого возраста ребёнок ест одной рукой - и перекладывает ложку в другую, рисует то одной рукой, то другой - присмотритесь к нему повнимательнее. При наличии ещё  моторной неловкости, сшибания углов, слабого овладения навыками, требующими ручной ловкости, сложностей с выявлением верха-низа, правого-левого - за два года до школы вполне можно малышу помочь, и делать это необходимо.

Леворукость и школа

Поскольку может пострадать готовность к школе, нейропсихологи советуют.

1. Необходимо перед школой выяснить левша ваш дошкольник или леворукий.

Ответить на этот вопрос может нейропсихолог или опытный невропатолог.

2. Что делать, если выяснилось, что леворукость компенсаторная, потому что другая рука слабая и неловкая?

Надо непременно активизировать правую руку. Допустим, ребёнок уже привык к леворукости и не хочет учиться работать другой рукой. Не стоит слишком жестко настаивать. Достаточно хотя бы по нескольку минут в день "заставлять" работать правую руку.

Игры на активизацию праворукости

Активизация правой руки начинается с развития двуручной деятельности. Это должны быть крупные движения обеими руками:

  1. игры в большой мяч (бросать, ловить, отбивать двумя руками, отбивать каждой рукой поочередно),
  2. гимнастика для рук с гантелями (можно заменить другими предметами),
  3. прыжки на скакалке
  4. вымешивание большого количества глины или теста и др.
  5. врач может назначить массаж и лечебную физкультуру.

Мелкие движения, например, работа с мелким конструктором, менее эффективны! Повальное увлечение развитием мелкой моторики здесь не поможет

Очень важно, чтобы к 6-7 годам у дошкольника определилась ведущая рука. Тогда ученику будет проще осваивать школьные навыки.

Главное! Если ребенок работает левой рукой, и это никак не отражается на поведении, умственном развитии, общении с окружающими – оставьте его в покое, не придумывайте проблем.

Все эти рекомендации нужны, если у ребенка реальные, а не изобретённые мамой проблемы.

Комментарии  

0 # Петр 02.08.2011 01:14
Левша имеет большие преимущества. Большинство приспособлений и различных видов двигательных действий расчитаны на людей, у которых правая рука активнее. Поэтому у левши активно развиваются обе руки. Создание специальных условий для левши затрудняет этот процесс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Рина 02.08.2011 10:53
Спасибо, заставили задуматься. У меня старший сын левша, а может леворукий, буду выяснять.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга 02.08.2011 17:21
А меня в детстве переучивали - заставляли брать ручку или ложку в правую руку (а когда мама выходила из кухни, я перекладывала ложку в левую руку и ела левой, пока никто не видит). Может, это как-то отразилось на моем характере - я очень ранимый и впечатлительный человек. Но зато я многое умею делать одинаково хорошо двумя руками.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Александр 02.08.2011 20:14
Думаю, вы правы, не стоит ребёнку создавать проблемы и переучивать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Larisenok 02.08.2011 22:10
а мой парень левша и никогда у него не было проблем - ну левша и левша
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # madonna4ka 02.08.2011 22:17
Переучивать не стоит да это и не получится. У меня племяшка левша и вполне нормально себя чувствует. Просто родителям не стоит на этом акцентировать внимание.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Алла 02.08.2011 22:41
Я где-то читала, что талантливые люди в основном левши, так ли это?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 03.08.2011 00:29
Нет, на самом деле никто этого достоверно не доказал. Просто у левшей есть особенности, позволяющие лучше и быстрее развиваться художественным способностям, если к этому есть задатки
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда 03.08.2011 18:28
Как хорошо, что сейчас насильно не переучивают детей в школе. Помню за то, что писал мальчик левой рукой его били по рукам.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Владимир Сергунин 03.08.2011 21:21
С друзьями врачами пил чай. Смеются переученый левша. Я и правда работаю и левой и правой рукой почти одинаково. Мне нравится.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Людмила 03.08.2011 23:04
А Я, начитавшись всякой литературы, считаю, что для гармоничного развития нужно развивать как правую, так и левую руку.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Людмила 03.08.2011 23:06
Полностью согласна,что переучивать нельзя. У таких детей преимущество: владеть одинаково хорошо двумя руками.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Раиса 03.08.2011 23:12
А если у ребенка то правая рука ведущая , то левая (4,5 года ) , мы его никак не переучиваем, не заставляем быть правшой, но иногда он сам кушает левой, иногда правой. Рисует в основном правой. Он кто - левша или леворукий?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 04.08.2011 11:22
Скорее всего Ваш ребенок еще с ведущей рукой не определился. Я посоветовала бы развивать обе руки.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Вера 04.08.2011 19:01
Мой старший сын-левша,я никогда и не пыталась его переучивать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Регина 05.08.2011 17:20
У меня дочь-левша, и мы ее не стали переучивать, пишет, как ей удобно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Диана 05.08.2011 23:30
А я и не знала, что межде этими понятиями есть разница.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ирина 07.08.2011 09:06
У меня дочка левша, я ее не переучиваю, так и пошла в школу, пишет левой рукой. Хотя она сама часто задает вопрос:"Почему меня называют левшой?" Видимо это ее беспокоит сейчас, но я думаю все пройдет со временем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Максим 07.08.2011 15:50
Я сам лично левша, и ни сколько не разочарован в этом. Хотя в школе переучивали или точнее пытались переучить, теперь я могу писать левой и правой рукой. Но по силе выигрывает левая ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ladybloger 08.08.2011 18:00
У нас младшая - левша. Кто говорит - надо переучивать, кто - лучше не трогать. Купили ручки - для правшей и левшей специальные.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Сергей 09.08.2011 07:59
Какая разница, правша или левша, лишь бы человеку было удобно
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анатолий 09.08.2011 20:53
подавляющее большинство левшей непревзойденные умельцы Факт.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Владимир 11.08.2011 00:04
Правша или левша - для человека, для Бога - просто человек.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга 08.09.2011 22:47
В последнее время мне в жизни встречается очень много людей-левшей. С чем это связано- не знаю. Но знаю, что это в основном неплохие люди.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Галина 15.09.2011 16:23
Сколько встречала левшей или тех кто одинаково владеет обеими руками всегда поражалась их художественными способностями. По хорошему завидую этим людям. Вот у меня на старости лет ослабела правая рука, а левой я ничего толком не умею делать и научиться уже не могу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Альбина 30.09.2011 11:05
Моей внучке три с половиной месяца, и мы заметили, что погремушку она хватает левой ручкой, а если даём в правую, то малышка её не держит, либо перекладывает в правую. В роду есть левши, возможно, внучка - продолжение этой линии. Будем наблюдать дальше. Переучивать, конечно же, не будем, т.к. есть негативный пример тому - мой племянник, который рос замкнутым и рассеянным, в школе многое не успевал сделать на уроке, и всё потому, что в первом классе учительница настояла на том, чтобы он писал правой рукой.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Дина 01.12.2011 22:45
А у меня сын левша. Пишет и рисует левой рукой хорошо, вот только с ножницами проблема, очень плохо получается стричь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Галина 16.05.2013 00:17
Я не левша, но в детстве надумала научиться писать левой рукой, долго корпела и теперь левой пишу чуть хуже, чем правой...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Евгения 18.07.2016 19:08
Здравствуйте) Мне всегда интересно читать про левшей, так как моя дочка левша. Переучивать мы ее и не пытались. Пока проблем особых нет. Правда, разговаривала с коллегой -левшой, он очень жалеет, что не переучили его в детстве. Говорит, что этот мир создан для правшей и ему не удобно бывает во многих моментах.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 01.01.2017 22:11
У меня левша, но прочитав вашу статью засомневалась. По примеру мальчиков наш вариант 100% второй.Но, ни один нейропсихолог, ни один невролог не говорил этого. Призадумалась, буду присматриваться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Валентина 22.04.2017 07:02
Не знала, что есть разделение между левшеством и леворукостью. Сын пишет левой рукой. Никаких проблем в его развитии не замечала, кроме одной - подстричь аккуратно ногти на левой руке.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Наталия Кушнирская 31.07.2017 17:11
У меня дочка - левша! Еще играя в песочнице, брала совок в левую руку. А я ей обратно перекладывала в правую, но через несколько минут, совок опять был в левой руке! Пыталась учить рисовать ее правой рукой (водила ее руку). Она сопротивления не оказывала, но, когда я ушла на работу и перестала с ней заниматься, она стала рисовать левой рукой (хотя ложку брала- правой). Тогда я перестала ее переучивать. Только в 1 классе сказала, что она - левша, и учительница стала писать ей образец букв с противоположной стороны строки и не ругала за другой наклон букв. Училась хорошо! Раньше я не встречала такого подробного описания про леворукость, скорее всего, она от деда унаследовала склонности левши.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий