Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Умственные способности, мыслительные в том числе, с возрастом повышаются. Особенно интенсивен этот процесс до 5 лет жизни ребёнка: каждые 2-3 месяца в мышлении возникает нечто качественно новое.

В 14 лет мышление подростка не отличается от такового взрослого. Но не у всех изменения происходят в одинаковом темпе.

Бывает, что требуется за достаточно короткое время оценить мыслительные способности школьника. Что значит оценить? Это значит ответить на вопрос, а как данный ученик выглядит на фоне своей возрастной нормы. Норма – это уровень мыслительных способностей большинства ребят данного возраста.

Как оценить мыслительные способности ученика?

Для этого подойдёт шкала тестовых заданий для ориентировочного (особо подчеркнём это обстоятельство) определения «мыслительного возраста» школьника, приводимая Ю. З. Гильбухом. Представленная шкала поможет психологу или учителю хотя бы приблизительно определить «мыслительный возраст» того или иного ученика.

  1. Ориентировочная шкала состоит из отдельных годовых «уровней» (от 6 до 14 лет), каждый из которых представлен двумя элементарными тестами.
  2. Применяется индивидуально.

Инструкция по применению

  1. Первыми давать задания, соответствующие паспортному возрасту.
  2. Если ученик справился, даём задание следующего возрастного уровня. При выполнении обоих заданий теста предъявляем следующий уровень – и так, пока хотя бы один тест окажется для ученика непосильным. На этом останавливаемся.
  3. «Мыслительным возрастом» считается наивысший уровень, оба задания которого выполнены правильно. Это правило применяется в том случае, когда приходится от возрастной нормы двигаться не вверх, а вниз.

Стимульный материал на 6 лет

«Различия». Ученику предлагается сказать, в чём состоит различие между предъявляемыми им знакомыми предметами:

  1. птицей и собакой;
  2. ручкой и карандашом;
  3. деревом и стеклом.

Чтобы назвать эти различия, ребёнку придётся активизировать в репродуктивном воображении образы указанных предметов и, выделив в них различающиеся признаки, сравнить между собой.

Зачёт испытуемый получает при правильном ответе хотя бы на два вопроса из трёх. Причём неважно, называл ли он признаки обоих предметов («Птица летает, а собака бегает»), – достаточно, что указал на отличительную черту одного предмета, но так, что при этом было названо то отличие, о котором идёт речь («Птица может летать, а собака не может»). Вот ещё правильные ответы: «Собака не может клевать», «У птицы есть крылья».

Образцы правильных ответов по 2 и 3 заданиям.

  1. Ручка пишет мягкой пастой, а карандаш твёрдый
  2. Сквозь стекло можно смотреть, а сквозь дерево нельзя. Дерево горит, а стекло – нет. Стекло может разбиться.

Примеры неправильных ответов.

  1. Птица может двигаться быстрее, чем собака. Птица белая, а собака серая. Если собака подойдёт к птице, птица улетит. Собака гоняется за птицей. (последние два ответа неправильны потому, что указывают на взаимодействие между двумя животными, а не отмечают имеющиеся различия)
  2. Карандаш острый, а ручка нет.
  3. Стекло режет дерево. Стекло белое, а дерево коричневое.

Примеры сомнительных ответов (требующих уточнения):

  1. Это разные виды животных.
  2. Они выглядят по-разному. 

«Аналогии». Ученикам предлагается закончить следующие суждения.

  1. Стол изготовляется из дерева, окно – из …
  2. Птица летает, а рыба - … .
  3. У палки конец тупой, а у ножа - ….
  4. Сантиметр короткий, а километр - ….

Для выполнения этого задания необходимо осознать параметр, по которому характеризуется первый предмет; тогда по этому параметру можно будет подобрать признак второго предмета. То есть это задание на анализ элементарных соотношений между предметами по их свойствам.

Правильные ответы:

  1. Из стекла. Из стекла и дерева.
  2. Плавает.
  3. Острый. Очень острый.
  4. Длинный. Длиннее.

Зачёт – минимум 3 правильных ответа.

Стимульный материал на 7 лет

«Подобия: два предмета». Ученикам предлагается определить, в чём схожи предметы в следующих парах:

  1. дерево и уголь;
  2. яблоко и абрикос;
  3. корабль и автомобиль;
  4. железо и серебро.

Правильные ответы.

  1. Оба горят. Дают тепло. Уголь поджигают деревом.
  2. Оба сочные (сладкие). Круглые. У обоих есть кожура.
  3. Перевозят пассажиров.
  4. Металлы.

Примеры неудовлетворительных ответов.

  1. Оба одинакового цвета.
  2. У них одинаковая кожура.
  3. Автомобиль движется по улице, корабль – по воде.
  4. Оба белого цвета.

Зачёт – минимум два правильных ответа.

«Аналогии - II».  Как и в первой серии (для 6 лет) под этим названием здесь предлагается завершить ряд предложений.

  1. У кролика уши длинные, а у крысы – ….
  2. Снег белый, а уголь – ….
  3. У собаки шерсть, а у птицы – ….
  4. Волки – дикие животные, собаки – …

Зачёт – 2 правильных ответа.

Образцы:

  1. Короткие (неправильно: маленькие).
  2. Чёрный (неправильно: грязный).
  3. Перья (неправильно: крылья).
  4. Ручные, домашние (неправильно: добрые, безопасные, дружелюбные, спокойные)

Стимульный материал на 8 лет.

«Подобия и различия». Предлагается сказать, в чём приведённые пары предметов являются подобными, а в чём различаются:

  1. мяч и апельсин;
  2. самолёт и воздушный змей;
  3. море и река;
  4. стакан и чашка.

Зачёт – 3 правильных ответа.

Образцы приемлемых ответов.

  1. Оба круглые, но мяч – игрушка, апельсин – фрукт. Оба круглые, но мяч резиновый несъедобный, а апельсин можно есть.
  2. Оба могут летать, но змея поднимает ветер, а самолёт – двигатель.
  3. Море – это вода, и река – вода, но море не течёт, а река течёт.
  4. И то, и другое – посуда для напитков, но первый изготавливается из стекла, а вторая – из фарфора (непрозрачная).

Пример неудовлетворительных ответов.

  1. Мяч легче апельсина, но оба они круглые.
  2. Оба могут летать, но они разного цвета.
  3. В море воды много, а в реке мало.
  4. Оба круглые, но стакан разбивается, а чашка твёрдая.

«Завершение предложений». К трём словам нужно добавить четвёртое, чтобы закончить предложение.

  1. Трактор прошёл через …
  2. Новая кинолента вызвала …
  3. Дети встретились с большой …
  4. В жару хочется ,..

Это задание на анализ и синтез суждений, подвижность словесных ассоциаций.

Зачёт – 3 правильных ответа.

Образцы правильных ответов:

  1. Заносы, болото, заросли и т. п.
  2. Интерес, разочарование и т. п.
  3. Опасностью, автоколонной и т.п.
  4. Раздеться, напиться, искупаться и т. п.

Примеры неудовлетворительных ответов.

  1. Улицу, речку, много людей.
  2. Зрителей, кинотеатры, сеансы.
  3. Дружбой, тучей, книжкой.
  4. Не двигаться, сидеть

Продолжение на 9, 10, и 11 лет следует

Комментарии  

0 # Аксана 12.10.2018 12:41
Очень интересный материал. Всё так подробно, конкретные вопросы для конкретного возраста с примерами правильных, верных приемлемых ответов. Моему племяннику 7 лет, поиграем с ним в вопрос-ответ и посмотрим результаты.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # квезаль 21.10.2018 15:15
Я проводила подобные тесты. Большинство справляется. А вообще с первых классов видно, какой тип мышления. к какому предмету склонности.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий