Главное, что испытывает мама, узнав, что у её малыша ЗПР, это разочарование. Нам важно знать о чувствах мамы, потому что результат работы зависит от её позиции.
Рассмотрев большинство удачных вариантов реабилитации, обнаружим, что это так и есть.
В истории есть весьма впечатляющие примеры результатов материнского подвига. Один из них Т. А. Эдисон
Томас Альва Эдисон - зпр?
Многие слышали об изобретателе лампочки накаливания, телеграфа, фонографа – прообраза звукозаписывающего устройства и изобретённой.
В детстве Эдисон часто болел с тяжёлыми последствиями: например, после скарлатины он оглох на одно ухо. К тому же был невнимателен и, по мнению учителей, страдал плохой памятью. Томас был настолько рассеян, что вечно попадал в разнообразные истории, а как-то даже поджёг амбар.
Но у мальчика были любимые занятия: он садился где-нибудь в уголке,
- копируя вывески надписей на складах,
- или наблюдая за работой паровой машины.
Отношение матери Эдисона к учёбе
Мать Эдисона в молодости работала учительницей. Она была уверена в необходимости образования, что было не частым убеждением для женщины того времени. Мать обучила Томаса чтению, письму и рисованию и сочла это достаточным для обучения в школе.
Как учили тогда?
Со школой Альве не повезло: его учителями оказались пастор и его жена – весьма консервативные люди.
Само обучение заключалось в вызубривании материала и рассказывании его перед классом, и включало наказания плетью или ремнём за ошибки и плохое поведение. На уроках мальчику при его подвижности и желании всё исследовать было трудно. Поэтому был он в классе последний по учёбе.
Неудивительно, что через некоторое время мать получила записку:
Ваш сын – умственно-отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома.
Рассказывают, что, будучи в возрасте, Эдисон записку нашёл и долго плакал.
Мать забрала Альву из школы и организовала ему домашнее обучение, поддерживая его интересы и находя нужные книги. (Но в современной школе это можно сделать и во время обучения)
Современное обучение ЗПР
Состояние Эдисона чем-то похоже на сегодняшнее положение ребят с ЗПР в современной школе, называемое «инклюзивное образование». Участие семьи значительно повышает шансы на исправление дефекта. Возможно, из вашего ребёнка Томас Эдисон не вырастет, но человек с умными руками, способный хорошо зарабатывать вполне. Надо только правильно подобрать предметы для обучения.
Я лично знаю мальчика, неглупого, но с особенностями, которому выставили 8 двоек по предметам и одну пятёрку по труду за сделанную почти самостоятельно табуретку. И что-то сильно напоминает мне ситуацию с Эдисоном.
Не теряйте своих детей. Если им предлагается программа, где в основном работают руками, это не значит, что они не «пашут головой». Наоборот, они получаю двойную пользу, делая и то, и другое.