Наверно все знают утверждение, что гений - это 1 % таланта и 99 % трудолюбия. Познавательные способности – это индивидуальные особенности ребенка, которые определяют его успешность и в дальнейшем обучении, и в жизни в целом.
Развиваются они наилучшим образом в детской деятельности. Один из таких видов деятельности – труд в детском саду.
Именно в трудовой деятельности можно научить ребенка таким важным качествам, как умение доводить начатое дело до конца, контролировать правильность своих действий, действовать совместно и многому другому.
Виды труда в детском саду
Как учат трудиться в детском саду?
Самообслуживание
Трудовые действия доступны уже самому маленькому ребёнку. Самообслуживание малышей – это одевание, умывание и другие гигиенические навыки, самостоятельная еда и другие.
Конечно, содержание труда по самообслуживанию изменяется с возрастом детей и формированием трудовых навыков.
Хозяйственно- бытовой труд
Хозяйственно-бытовой труд в детском саду активнее всего начинает осваиваться в среднем дошкольном возрасте. Надо вымыть игрушки, протереть пыль. Зимой Ребята помогают убирать снег на участке, строить горки, замки для баталий
Здесь у малышей формируются умения сосредотачиваться, планировать свои действия, развивается внимание, умение договариваться.
Труд в природе
Труд детей в природе – особый вид труда. Результатом этого труда является материальный продукт. Детям такой труд в детском саду интересен именно поэтому.
Например, ребята терпеливо выращивают лук и другую зелень, ухаживают за ними, пропалывают. Не боятся комаров. Сбор урожая - радость.
А потом эта зелень идет в дело на занятиях кулинарного кружка "Смак", да и просто за обедом. Здесь мы реализуем детско-родительские проекты: «Огород на окне», «Украсим клумбы детского сада», «Тюльпаны для бабушки» и прочее.
Наши воспитанники знают комнатные и лекарственные растения. Труд в природе позволяет детям на практике научиться устанавливать некоторые закономерности в природе, причинно-следственные связи. Например, дети с успехом решают задачи типа «От чего может погибнуть фиалка?» и так далее.
Моделирование деятельности
Чтобы помочь детям развить навыки планирования, можно использовать моделирование. Моделирование - что это?
Мы устанавливаем последовательность действий и рисуем рисунки на каждый этап наших действий. Потом размещаем их на листе бумаги по порядку. Получается вот такая карточка "Последовательность выращивания зелёного лука".
Использовать карточки можно в труде детей любого возраста. Только для малышей их рисует взрослый, а дети постарше вполне могут сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно карточки изготовить.
Ручной и художественный труд
Развитие познавательных процессов старших дошкольников активнее всего происходит в процессе организации ручного и художественного труда.
Этот вид труда в детском саду способствует развитию внимания, фантазии, самостоятельности, выдержки, что очень важно перед школьным обучением.
Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, и работа с тканью (элементы ткачества, шитья, вышивания), с бумагой, тестом, бросовым материалом. Работая с листьями, желудями, шишками, берёзовой корой и др., малыши узнают разнообразие качеств материала: цвет, форму, твердость.
Мы поощряем стремление к самостоятельности. Дети сами предлагают темы для работы. Интересным и увлекательным для моих ребят стали факультативные занятия «Умелые ручки» и «Смак». Мы пекли пироги, делали салаты и бутерброды. О, это был такой энтузиазм!
А для нас, воспитателей, было важно, чтобы ребята приучались в процессе деятельности планировать, объяснять себе и другим ход своих мыслей и действий, делать выводы и умозаключения.
Труд в детском саду является важным средством развития познавательных способностей у дошкольников. Относиться к труду с любовью, видеть радость в нём – необходимое условие для творчества личности.
Автор: Черевко Надежда Владимировна, воспитатель высшей категории МДОУ № 9 г. Оленегорска Мурманской области
Комментарии