Своенравный ребёнок получает свободу, его желания учитываются, ему оказывается уважение. Делая столько шагов для близких, тёплых отношений, родители рассчитывают на определённое поведение. Но, как сказала мама одного своенравного малыша:
«Почему-то чем больше я это внедряю, тем отвратительнее сын себя ведёт». То есть, получаем противоположный результат.
Своенравный ребёнок: диагностика проблем
Какие черты присущи своенравному ребёнку?
А может быть мы придираемся к малышу, предъявляем завышенные требования? Своенравное поведение у разных детей проявляется по разному. Проведём нехитрую диагностику. С какими чертами своеволия вы можете столкнуться? Поставьте плюс рядом с утверждением, если таковое в поведении ребёнка имеет место.
1. Все границы проламывает. Кажется, что ребёнок борется с любыми правилами.
Вообще-то границы ребёнку нужны. Они создают систему безопасности, систему опоры, систему ориентирования. Но своенравные дети не могут смириться с границами, которые мы им заботливо выставляем.
2. Старается контролировать каждый шаг сначала матери (мама куда пошла, что делаешь, мама так, мама не так).
Позже начинает контролировать братьев/сестёр, друзей, воспитателей в ДОУ (не так делаешь, делай так). На площадке вы это наблюдаете: нет, играй так, как я сказал, по моим правилам.
3. Всеми способами старается привлекать к себе внимание, демонстрирует навязчивое и требовательное поведение.
Делает это везде, где уместно и где неуместно. Своенравный ребёнок как бы не ощущает контекста ситуации. Цель его «Я, Я…» – привлечь к себе внимание.
4. Хочет всегда быть в центре событий, высказывает своё мнение на темы, его не касающиеся.
Ребёнок постоянно влезает в разговоры взрослых на темы не по возрасту, в которых он ничего не понимает, не знает. Но желание быть всезнайкой очень сильно.
5. Старается занять позицию лучшего: хочу всегда быть только первым, хочу быть главным (тоже всегда).
Ситуация: сегодня учительница сказала, что Вася лучше всех написал сочинение. Трагедия: я не первый, школу ненавижу, больше туда не пойду. Первым должен быть я, и только я, и навсегда я. У малышей до смешного доходит: я должен первым войти в дверь... Если не я, сяду на пороге, буду рыдать, биться в истерике, говорить, что это несправедливо, ни за что не пойду на сотрудничество
6. Переговаривается со взрослыми, причём последнее слово должно быть его.
Если своенравный ребёнок строит диалог, то всегда старается оставить за собой последнее слово. Это принципиально для него. Всегда спорит до тех пор, пока последняя реплика будет его. Ситуация: «Я устала, не могу нести тебя на ручках. Нет, ты не устала, неси меня на ручках».
7. С другими детьми старается показать своё превосходство. Может быть импульсивно-агрессивным с ребятами.
Превосходство везде. Я первый, самый умный. На физкультуре должен стоять первый. Неважно, что не самый высокий, все равно буду первый. Все остальные ниже в прямом и переносном смысле. Иногда своенравные дети дразнятся.
8. Конфликтен. Конфликты заводит, что называется "на ровном месте"
Ситуация: играет, его никто не трогает. Рядом прошёл ребёнок, может быть краем чуть-чуть задел. Реакция неадекватно бурная: это моё, меня задели, меня ущемили, тут ходить нельзя, он меня обидел, оскорбил. Всё на повышенных тонах.
9. Своенравный характер виден в рисунке.
Если ребёнок уже рисует семью, зачастую рисует себя больше всех. Вот такое гипертрофированное восприятие себя как самого главного.
10. В игре испытывает сложности, если надо играть по правилам.
Позиция своенравного ребёнка: правила должны быть только мои, играем, как я сказал. Очень обижается, если это не проходит. Дома такой номер проходит. А в детском саду не «прокатывает». Это приводит к сильному разочарованию: почему дети не хотят делать, как я сказал.
11. Часты истерики, капризы, срывы.
Вот что-то пошло не по его: стакан поставили не так, как я сказал, и уже истерика.
12. Не просит помощи.
У своенравного ребёнка в школе это большая проблема. Если своенравный школьник помощь просить не умеет и не приходит к родителям или учителю, хотя проблемы серьёзные, это беда. Он старается решить всё сам, потому что попросить помощи ему очень сложно. Не все ситуации ребёнок в состоянии решить – они усугубляются, вызывая сильное разочарование.
13. Своенравный ребёнок не слушает советов, не хочет учиться, когда ему объясняют, как что-то делать.
Трудно дается роль ведомого – основа любого обучения. Что-то ещё сам ребёнок делает, но передача опыта невозможна. Если мама посоветовала надеть зеленые колготки, то их надеть уже никогда нельзя точно.
14. Убегает на прогулках (за руку или рядом с мамой идти не могу).
Маме приходится за ним всё время бегать, оберегая своенравного малыша от опасных экспериментов.
15.Временами бывает агрессивным и неподконтрольным.
Его поведение выходит из-под контроля. Вы чувствуете бессилие с ним управиться.
16. Требует заботы. Но когда вы заботу проявляете, своенравный ребёнок тут же отвергает её.
17. Временами бывает очень ласков, а временами груб и невоспитан.
Такая непоследовательность в поведении бывает своенравным деткам характерна.
18. Бывает привередлив в еде, ковыряется, выбирает.
Как будто не доверяет стоящей передним ним тарелке. Пищу принимает с внутренним протестом, хотя голодный, и приготовлено, что любит, и вкусно.
19. До изнеможения настаивает на своём.
Уже устал, и ситуация вроде бы закончилась, но нет. Своенравный ребёнок продолжает упираться.
20. Это активные дети. Зачастую им бывает очень трудно переключаться.
Итоги анализа поведения своенравного ребёнка
Сложите плюсы. Не у всех детей будут двадцать пунктов подряд. Очень важно понять, какие аспекты вызывают трудности именно у вашего ребенка.
0-5 пунктов – вряд ли это своеволие как базовая черта характера вашего ребёнка. У всех детей бывает желание настаивать, требовать внимания.
6-12 пунктов – есть склонность к своеволию. Есть нарушение семейной иерархии, тенденция развиваться в этом направлении. Проблема не полыхает большим костром, но она уже есть.
13-20 пунктов – проблема своенравия ярко выраженная. И в личностном, и в коммуникативном, и в социальном развитии она уже проявляется. Своенравие влияет и на отношения ребёнка со сверстниками, и на отношения с другими людьми.
Своенравное поведение имеет разные причины. Как преодолеть своенравие?
Комментарии
Затем приходится собирать такие плоды.
Но улыбчивый, спокойный, доброжелательный ребенок, с которым НИКОГДА не разговаривают с криком, не шлепают, не дергают за руку и тд сейчас большая редкость.