Откуда берётся своенравие в поведении маленького ребёнка? Многие считают своенравие в поведении проявлением наследственным, генетическим. Дедушка-прадедушка был такой: авторитетный, сильный по темпераменту, с непростым характером. Родители думают, ребёнок в него. Раз так, надо смириться. Не совсем так, однако.
В США в серии исследований 2010 года выясняли:
- как работает ДНК,
- насколько наследственный материал, имеющийся в ДНК, может быть активен или пассивен.
Итог. Много в нас разного. Но как заложенная в ДНК информация проявится, зависит от среды. Так что, по мнению ряда психологов, вполне реально изменить ситуацию со своенравием, и иметь ласкового, заботливого ребёнка, следующего за вами. Надо только понять, что в среде привело к активации черт своенравия, и это всё убрать.
Другая точка зрения – это не генетика, а воспитание. Своенравие в поведении воспитывается под влиянием среды, наших взаимодействий с малышом.
Причины появления своенравия в характере
Психолог, кандидат наук Е. Сорокина, занимающаяся проблемой своенравия в поведении, видит следующие причины.
Причина своенравия 1: потеря ребенком чувства безопасности
Ребёнок – существо уязвимое, с рождения зависит от взаимоотношений со взрослыми. Природа заложила в развитие человеческого детёныша продолжительное детство потому, что человек созревает очень долго по сравнению с другими существами. Нервная система ребёнка долго формируется под влиянием обучения. Чтобы эффективно обучаться, нужно довериться. Доверие формируется, когда у ребёнка существует чувство безопасности.
Что нужно для чувства безопасности?
Здоровые границы. Для формирования чувства безопасности очень важно, чтобы были здоровые границы. Современные родители частенько исповедуют принципы свободного воспитания. Идея прекрасная, но часто мы забываем, что правила и границы ребёнку обязательно нужны. Свободное воспитание маленьких детей – это как езда на перекрёстке, где нет знаков, светофора. Какое чувство безопасности может быть? Здоровые границы создают для малыша такую структуру, где он может безопасно ориентироваться.
Спокойная атмосфера. Иногда мы раздражаемся, срываемся. Бывает со всеми, но надо помнить: ребёнок в такой ситуации теряется.
- С одной стороны ситуация угрожающая, и ребёнок в силу своей привязанности должен бежать к родителю за защитой и безопасностью.
- Но ведь пугает сам родитель, и у малыша активизируется другой инстинкт – отстраниться.
Два противоположных импульса на уровне нервной системы столкнулись. Произошла сшибка двух инстинктов. Ребёнок не понимает, что делать, особенно, если это маленький ребёнок. Он попадает в состояние ступора, из которого кроме как сопротивляться выхода не видит. Взрослый получил короткое замыкание – истерику и самое упрямое упрямство, как результат своей раздражительности.
Причина своенравия 2: затянувшаяся симбиотическая связь
Симбиоз матери и ребёнка – способность матери на интуитивном уровне понимать потребности малыша и практически мгновенно на них реагировать.
Симбиотическая фаза взаимодействия матери и ребёнка в норме длится до 5 месяцев. Дальше до 3 лет идёт поэтапный, фаза за фазой, выход из симбиоза. Постепенно ребёнок наращивает автономию, и к 3 годам процесс автономии должен завершиться.
Что происходит, если ребёнок не стал автономной личностью?
- У малыша проявляется задержка в младенческой иллюзии всемогущества.
Явление, имеющее прямое отношение к своенравию в поведении. В младенчестве мама чувствует ребёнка через симбиоз, очень точно и быстро реагирует. Это замечательно в определенный период развития, потому что закладывает базовое доверие к миру, ощущение благополучия.
Но далее ребёнок растет, желаний становится все больше. И уже не все желания проистекают из его потребностей. Пример своенравия: хочу луну с неба, хочу 148 мультфильм. Ещё круче: хочу покататься на соседской собаке. К ней, правда, никто не подходит – боятся. Но я хочу сейчас на ней кататься, и точка.
Постепенно идет нарастание интеллектуального развития, понимание: вообще-то я маленький, а мир большой. «Я не всё могу» – это первая точка к выходу из иллюзии всемогущества. Но мама не вышла из симбиоза, не видит, что малыш подрос, продолжает относиться к нему, как к младенцу, тормозя его личностное развитие.
Со временем ребёнок замечает: ой, а ведь у меня есть такая умелая, могущественная часть, такая классная третья рука, как моя мама. Она почти всё может за меня сделать. Остается только научиться правильно ею управлять, чтобы желаемое получить.
Собственно говоря, отсюда и растут «корни» манипуляции. Что начинает делать ребёнок? Начинает прикладывать максимум своих сил к наращиванию управления мамой.
Начинается: мама, иди сюда, делай так, как я сказал. А дальше формирующееся своенравие побуждает:
- наращивай громкость, когда не мгновенно отреагировали,
- наращивай «вычисление» ситуаций, когда у мамы маленький ресурс, ей тяжело отказать, ей проще согласиться на твои требования.
Самое главное, что ребёнок со своенравием начинает не туда тратить природный запас энергии, необходимый ему на развитие. Вместо развития он учится манипулировать и управлять.
В принципе отказ от всемогущества – процесс достаточно болезненный, конфликтный. Но он необходим, чтобы инициировать самостоятельную мотивацию к обучению, к исследованию, к развитию. Без нормальной мотивации не будет нормальной возможности учиться.
Только когда малыш, преодолевая своенравие, начинает осознавать свое несовершенство, ему хочется совершенствовать знания, умения и навыки. Вот в этом направлении начинает двигаться.
Маме надо приобрести умение малышу отказывать. Отказывать безумно-безумно сложно, больно, страшно, жалко. Но это шанс не воспитать своенравие в характере ребёнка.
- Ребёнок не воспринимает мать как опору
Чтобы двигаться, учиться, справляться, в том числе, с разочарованием, ребёнку нужна опора. Пока мать находится в симбиозе, она на 100% заражается эмоциональным состоянием ребёнка.
Реагируя на бесконечные «хочухи» и «расстройства» своенравного манипулятора по поводу того, что луна не хочет двигаться в нужном ему направлении, она очень сильно перегружается и тоже теряет опору. Как она будет обеспечивать опору малышу? Мама в симбиозе – это питательная среда для воспитания своенравия.
- Отсутствие сформированных отношений Я и Ты мешает ребенку
Симбиоз выдвигает еще одну коварную проблему. Симбиоз – это Мы. И пока у мамы младенец, он на ручках – это нормально.
Но как только ребёнок учится ходить (а значит играть, конструировать...), он нуждается дальше в «водительстве», в том, чтобы следовать за мамой и учиться: что хорошо, что плохо; где можно, где нельзя; как можно, как нельзя. Для этого «Мы» должны разделиться на эмоционально независимые личности: «Я» и «Ты». Тогда «Я» становится способным к обучению.
Эта позиция формируется, только когда происходит выход из симбиоза. Постепенно, чтобы выйти естественным путем. Потому что бывает такая родительская ошибка, видя зависимость ребёнка, они говорят: ну всё, с завтрашнего дня ты будешь самостоятельный. Невозможно закончить симбиоз таким образом. Волевым решением он не решается.
Но детки со своенравием в поведении не прошли этот этап разделения. Они даже физически не могут следовать за мамой, убегают, их надо всё время ловить.
Обучение – это психологическое следование за взрослым. Ребёнку со своенравием в характере надо научиться следующему:
- не бороться с правилами, а воспринимать их;
- воспринимать ту социальную культуру, в которой он живёт, для того, чтобы адаптироваться и быть успешными в этом мире,
- потому что без адаптации успеха никакого не будет.
Причина своенравия 3: эмоциональная перегрузка родителей чувством вины, тревоги, страха
Часто в мамской роли эти чувства нам мешают: что-то делаю не так, делаю недостаточно, что обо мне подумают, мой ребёнок ведёт себя не так. Страх, что с ребёнком может что-то случится: я не догляжу, откажу, а он с расстройства там…что-нибудь с ним произойдет. И так до космической бесконечности.
Раздражение – частый спутник нервной перегрузки родителей. Особенно, если ребёнок с сильным типом нервной системы. У него своенравие в характере проявляется о-хо-хо!
Откуда берется эмоциональная перегрузка?
Первый источник: продолжающийся симбиоз мамы и малыша - маме всё сложнее удовлетворять растущие в геометрической прогрессии желания ребёнка. Она не сможет иначе, пока этого не осознает. Нервная система мамы, пока она находится в симбиозе с ребёнком, природой настроена на нервную систему ребёнка.
В младенчестве это большой плюс: малыш достраивает свою нервную систему с опорой на нервную систему мамы. Возбуждение отлично происходит и так, торможение за счет мамы. Это здорово.
Сколько мамина нервная система может работать за двоих? Долго, но истощается она просто капитально. Ведь что происходит? Мама «затапливается» чувствами ребёнка через симбиоз. Как только он расстроился, маме тяжело. Лишь бы он успокоился, лишь бы это прекратилось немедленно.
Некоторые мамы управляют коллективами, но с собственным своенравным манипулятором справиться не могут. Он только сказал «мяу», и мама уже вся разбита. Так работает симбиоз – основа своенравия.
Второй источник: неправильные установки (возможно, установки родительской семьи): всё только для детей.
Причина своенравия 4: ребёнок находится на ошибочном иерархическом месте в семье
Очень часто своенравие формируется именно по причине избалованности. Ребёнок на месте главного в семье, и это не его место. Единственный, долгожданный – чаще всего. Все «пляшут» вокруг него с рождения. Как только ребёнка ставят на своё место, своенравие исправляется, отношения в семье улучшаются.
Как помочь семье, воспитавшей своенравие у ребёнка и страдающей от этого?
Комментарии
Вопрос только в том, как это сделать грамотно.
И мне кажется, что гены все-таки играют здесь не малую роль. Наблюдала за отдельными семьями) Как и среда, конечно)