По старой памяти я люблю 1 сентября. Галдеж, цветы, улыбки. Что может быть лучше встречи с друзьями после долгого летнего перерыва. С радостным ожиданием на лицах открывают дверь школы первоклассники! У них начинается новая жизнь.
А вы никогда не задумывались, сколько детей закрывают дверь школы с большой обидой на нее?
Детей, в основной своей массе умных, трудолюбивых и добрых. Почему так происходит?
Если спросить взрослых, скорее всего, услышим известную песню: родители будут обвинять школу, школа – семью. Но крайним останется ребенок. И чем он младше, тем более крайним ему быть. Одни дети замыкаются, другие, наоборот, добиваются внимания по принципу: «Не важно, будешь ты меня любить или ненавидеть, замечать меня будешь все равно».
Что бы не говорилось, что слышат взрослые люди? "Ты – плохой родитель, ты – плохой учитель". А надо: "Как мы – взрослые и умные люди – можем помочь попавшему в беду ребенку". Если проблемы возникают, значит, для них есть почва! Содержание этой "почвы" необходимо выяснить, потому что первая помощь оказывается не "вообще", а конкретно.
Причин неуспеваемости может быть много, но реакция на них одна – хронический (постоянный стресс). Если бы в школу можно было ходить через день, детская психика успевала бы восстанавливаться. Но такой возможности нет, поэтому в коре головного мозга возникает застойное возбуждение. Оно снижает иммунную реакцию организма, работоспособность, учащаются ошибки памяти, внимания и многое другое.
Самое главное, ребенок теряет веру в себя. Именно поэтому найдите, за что его похвалить. Похвала (за дело, конечно) – это первая помощь. Есть категория детей, которых вообще бесполезно ругать. Это гиперактивные дети.
Правила эффективного поощрения
- Осуществляется постоянно.
- Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения.
- Поощрение соразмерно затраченным усилиям.
- Взрослый (особенно педагог) проявляет не только собственную заинтересованность в успехах ребенка, но и настраивает детское сообщество на помощь ему.
Последнее особенно важно, потому что имеет огромное воспитательное значение: дети учатся проявлять доброту. Разумеется, нельзя всю помощь ограничивать похвалой, но в такой атмосфере легче преодолеть трудности.
Комментарии