Благодарю всех, высказавших свое мнение в первой части статьи. Лидерские проявления в разных вариантах требуются от нас на каждом шагу. Например, умение выступать перед аудиторией. Для многих подростков ответить у доски - настоящий подвиг. А есть дети, которые вообще не говорят в классе, отвечают учителю индивидуально. Хотя в остальном это обычные дети.
Конечно, есть лидерская одаренность. Такого ребенка видно сразу – дети к нему так и липнут. Но очень важно, как сам ребенок воспринимает свою популярность. Очень часто так: "Принесешь мне …, буду с тобой дружить".
Есть и другое мнение: "Стремление быть лидером в подавляющем большинстве случаев носит невротический характер. Это значит, что человек настолько не уверен в себе, что требует подтверждения своей правоты и важности со стороны. И отсутствие самоконтроля пытается компенсировать возможностью контролировать других".
Такая форма возникает, когда родители всегда недовольны своим ребенком, постоянно его критикуют. Поэтому с детства он вынужден доказывать соответствие требованиям родителей.
Это крайности. А между ними вся палитра лидерских проявлений. Если оглянуться, нет ни одной сферы жизни, где человеку не пришлось бы проявлять какие-то лидерские качества. Как воспитать лидера? Только в деятельности.
Есть разные способы дать ребенку почувствовать себя организатором, иметь возможность и лидером побыть, и подчиняться.
Как воспитать лидера в игре
При подготовке к школе мы используем метод групповой работы. Это отличный способ воспитать лидера.
В группу входит 3-4 ребенка. Взрослый занимает позицию наблюдателя и консультанта. Детям дается задание создать команду, выбрать командира и придумать название группе. Когда дети это задание выполнят, проводится анализ: что мешало выполнить задание быстро?
Вводятся правила групповой работы:
- говорим по очереди, не перебивая друг друга;
- каждый имеет право высказать свое мнение, которое запрещается критиковать.
Затем каждый ребенок берет цветные карандаши. Лист бумаги (из альбома для рисования) на всех один.
Задание: нарисовать общий рисунок "Острая боль". Прежде, чем рисовать, каждый член группы предлагает способ выполнения задания. В данном случае дети по очереди рассказывают, как они представляют себе острую боль, как ее следует нарисовать.
Что делает лидер?
- Лидер следит, чтобы при выдвижении и обсуждении вариантов решения соблюдалась установленная очередность, дети не перебивали друг друга и не говорили одновременно.
- Когда все предложения высказаны, лидер предлагает выбрать общее решение (решение, с которым согласны все или почти все).
- Лидер распределяет работу и следит, чтобы никто никого не обижал.
Чуткость, дипломатичность всячески поощряются.
Детям нравятся такие занятия, потому что каждый приобретает для себя что-то, что иногда словами сформулировать не может. Да мы и не требуем.
Комментарии
Этот метод мы взяли из практики развивающего обучения Эльконина-Давыдова.