Недавно у меня был интересный гость. Его умственное развитие на 10-11 лет, физическое – на 4 года, эмоциональное – на 2-3 года.
Самому же юному дарованию 6 лет и 2 месяца. Мальчик не умел общаться со сверстниками, и маму это беспокоило.
Я смотрела на ребенка и думала: сколько умных, талантливых людей не могут реализовать себя потому, что эмоционально они так и остаются на уровне раннего возраста. А в жизни нужны лидеры, умеющие организовать и повести за собой.
Понятие трактуется по-разному. Мамочки частенько рассуждают так.
Наш-то рохля всем всё отдаст. Никаких лидерских качеств. Соседский Саша совсем не такой. Отбери у него что, попробуй. И сам отнимет.
Мы понимаем лидерство как активную жизненную позицию, и считаем полезным для общества, если она будет со знаком плюс. Как правило, это результат воспитания.
Социальная игра
Как воспитать лидера, помочь ребенку стать самостоятельным, ответственным? Проще это сделать среди сверстников в школе, а еще лучше - в группе детского сада.
Социальную игру, которая приводится ниже, мы взяли из практики японских детских садов и адаптировали к нашим условиям. Нам хотелось решить две задачи.
- улучшить отношения ребят в группе,
- дать возможность ребятам попробовать себя в лидерской роли.
В детской группе, садовской или школьной, есть негласные вожаки. Дети к ним тянутся, поэтому важно, чтобы они выбирали лидеров со знаком "+". Это ещё одна задача социальной игры.
Конечно, педагогам потребовалась организационная помощь родителей.
I этап. Кто такой – лидер?
Сначала надо провести обсуждение. Первый заданный вопрос: кто слышал такое слово "лидер"? Нет толку что-либо обсуждать, если понятие даже не на слуху. Результат: 90 % подготовишек такое слово слышали.
Второй вопрос: какой человек может быть лидером? Вот ответы детей подготовительной группы на вопрос. Вернее, не сами ответы детей, а взрослое резюме по итогам их ответов.
- Который может защитить малыша.
- Который может спросить плачущего ребенка, почему он плачет.
- Который может помирить драчунов.
- Если кто-то из детей попадет в затруднительное положение, лидер должен узнать, в чем дело, и подсказать выход.
- Кто может придумывать хорошую игру.
- Он должен делать все как следует, иначе он не сможет быть лидером.
- Он сильный и всех побеждает.
Последнее утверждение возникает всегда. Надо объяснить детям, что побеждать в жизни очень важно. Но лучше это делать на соревнованиях, а в группе надо дружить и помогать друг другу. Мы попробуем поиграть в лидера.
Остальные дети должны его слушаться. Как это сложно!
II этап. Выборы лидера
Теперь приступим к выборам лидера. Я задаю вопрос: "Кто хочет быть лидером?" Если, например, два ребенка изъявят желание, тогда проводится обсуждение и голосование.
Далеко не все дети захотят быть лидерами. Им надо время, чтобы решиться. А кому-то эта роль не понравится вовсе. Не надо заставлять их насильно. Но дать возможность побывать в этой роли надо всем.
III этап. Выполнение роли
Затем вместе с детьми решить, что будет делать лидер в группе. Перечень дел:
- Помогать воспитателю раскладывать и убирать пособия к занятию.
- Идти первым на физкультуру или музыкальное занятие, задавая темп движения.
- Самым первым раздеваться после прогулки.
- Проверять, как сложена после прогулки одежда в шкафчиках.
- Прекращать ссоры, советовать, во что можно поиграть.
- Ко всему относиться с вниманием, и быть вежливым.
С точки зрения взрослого - дела пустячные. Что за дело идти первым в колонне? на самом деле первый задаёт темп и должен помнить о слабых или младших ребятах, чтобы они тоже успевали. Легко ли эгоцентричному шестилетке думать об удобстве для других? Французский психолог Пиаже утверждал: до 5-6 лет дети не в состоянии поставить себя на место другого и ориентируются только на свои потребности.
А как не ввязаться в ссору сверстников? Ребята этого возраста импульсивны. Как определил отец воспитанника, легче всего удаётся "принуждение к миру".
Задача всех взрослых - помогать лидеру, потому что для ребенка это сложнейшая деятельность. Взрослым тоже следует с ответственностью отнестись к этой социальной игре. Надо понимать, что на получиться может не сразу, потребуется время. Это очень серьезное дело. Ребенок нуждается в поддержке. Покажите, что он не одинок. Покажите свою веру в него.
IV. Подведение итогов
После полдника надо сесть в кружок, подвести итоги и выбрать лидера на завтра. Сделать это нужно очень аккуратно. Даже если были какие-то проблемы, итог должен быть положительным.
Здесь есть правило, которое необходимо соблюдать. Ребенок хочет быть сильным, добрым, справедливым, хочет, чтобы его положительные действия были замечены и оценены воспитателем и детьми. Отметьте эти действия. Похвалите его.
Воспитание лидера – сложная задача. Что можно сделать для этого еще?
Комментарии
Воспитать лидера или помочь ребенку стать самостоятельным, ответственным. Это совсем не одно и тоже. О безответственности иных лидеров и говорить не нужно, а "некомандные ИГРОКИ" по определению не лидеры, но обычно ответственны и уж всяко самостоятельны...
Успехов Вам!
Яркий пример с соседской девочкой - занимались по её умственному развитию, а общаться со сверстниками не научили, так сейчас она старшеклассница, отличница, а в классе ей девочки объявили бойкот.
Представляете, как она переживает, если у неё нет даже ни одной подруги
Понравилась идея выбирать нового лидера каждый день. Еще, считаю, нужно осторожно подталкивать некоторых особо робких детей к тому, чтобы они тоже попробовали стать лидером. Ведь они могут этого хотеть, но стесняться высказать вслух.