Что нужно для успешного обучения в школе? Опрашивая родителей, получим самую разнообразную картину мнений на этот счёт: внимание, мелкая моторика, умение читать и считать, интерес, желание, усидчивость, самостоятельность и прочее.
Меньше всего вспоминают усидчивость, ещё меньше самостоятельность. Хотя иногда мамы начинают усидчивость формировать, усаживая ребёнка с полутора-двух-трёх лет: сиди, сиди, сиди, ну ладно, убежал; тренируемся заново за книжкой, раскраской. Чаще всего это мамы, «обжегшиеся» в школе на старшем ребёнке. Полезно понять – не совсем так усидчивость формируется. Она формируется изнутри.
Это важно в решении вопроса «как научить ребёнка учиться», нет сомнения. Отмеченные родителями и неотмеченные, но важные качества можно собрать в 3 базовые группы:
- «Я могу»,
- Умение обрабатывать впечатления (информацию),
- Представления об окружающем мире.
Первая группа качеств «Я могу»
- Могу САМ справляться с эмоциональной нагрузкой и адаптироваться к новой ситуации.
В школе, малыш попадает в новую для него ситуацию, содержащую новые раздражители, новые отвлекающие моменты, новые условия, новые дети, новый учитель, новые к первокласснику требования. Задачи ребёнка усложняются, сменяют одна другую, тоже растут. Это всё рождает в ребёнке эмоциональный отклик. И либо он умет с этим справляться, либо нет. Ведь как бывает. Дома всё прекрасно: он умненький-разумненький, решает задачи, всё думает, всё понимает. А пришёл в школу, почему-то двух слов связать не может. Почему? Потому что его отвлекает обстановка, в которой он находится, а адаптироваться к ней его нервная система не может. Не получается.
- Могу ощущать себя (чувства, желания, стремления) и понимать других – начало волевого самоуправления.
Почему важно ребёнку ощущать себя? Потому что если я себя не ощущаю, то и контролировать себя не могу. Понимать других тоже важно.
Ситуация. Я хочу сейчас вскочить и начать говорить, но я не поступаю так, потому что понимаю: учитель ждёт, чтобы я поднял руку, ответил, действовал по определённому правилу, плану, в определённой последовательности. Чтобы я видел свои желания вскочить и сразу отвечать, или куда-то пойти, или на что-то отвлечься, и мог как-то их направлять. То есть проявлять волевое самоуправление.
- Могу организовывать своё внимание, деятельность, время, планировать порядок действий.
Это не простые умения, а в первую очередь сформированность фронтальных отделов головного мозга (лобные доли). Префронтальный кортекс – эта самая лобная кора, отвечает за планирование, контроль и за регуляцию моих эмоциональных импульсов. Насколько она созрела и развилась, настолько успешно я и могу учиться. То есть готовность к школе – не только интеллект, не только умение читать, считать до 100 или 1000.
Что мешает формированию этих качеств? Незавершённый симбиоз мамы и ребёнка мешает сформировать каждый из этих навыков. Мама настолько опекает малыша, что это становится препятствием его развитию.
Каким образом симбиоз оказывает влияние на обучение
- Нервная система оказывается не готова к обучению даже при высоком коэффициенте интеллекта ребёнка.
Да, он очень умный, много знает, может рассуждать на разные темы, но в классе растерялся, не вспомнил, отвлекается, не списал задание, списал задание с ошибкой и т.п. При всей его "огромной" голове обучение почему-то не идёт успешно.
- Нарушается формирование процессов торможения.
Нервная система ребёнка возбуждается, а торможение всегда происходило и продолжает происходить за счет мамы. Постепенно при нарастании самостоятельности ребёнок учится регулировать свои процессы возбуждения и торможения сам. Это в норме. Но если симбиоз затянулся, гиперопека процветает, торможу по-прежнему мамой.
Пример. На перемене ребёнок бегает, он возбуждён. Начинается урок, он должен сосредоточиться, выполнять задания учителя (берём ручки, решаем примеры…), а школьник никак не может переключиться. У него возбуждение очень высокое, он ещё там, на перемене и никак не может включиться в урок. Нет у ребёнка в полной мере процесса торможения, чтобы быстро начать работу на уроке.
- Нарушается работа регуляции – ребёнок инертный или импульсивный.
Что происходит при импульсивности? Задание не дослушал, а уже начал делать. Конечно, высока вероятность, что он сделает его с ошибками и получит негативный опыт. И с каждым разом его мотивация будет всё ниже. Нет успеха, нет поддержки положительной мотивации. У импульсивных детей есть ещё один способ выполнения задания. Он называется «тяп-ляп».
Инертный постоянно не успевает. Пока думал, с чего ему начать: надо открыть тетрадь, а мы уже записываем, нужно записать, а я не успел, я не доделал, перескочил с одного задания на другое, вот уже и результат.
- Эмоциональная тональность в отсутствие мамы снижена.
Это нередко. Чтобы ребенок с удовольствием учился, чтобы ему было интересно, нервная система должна быть в тонусе. А она вялая. Это бывает, потому что в дошкольном возрасте МАМА создавала активность, придумывала занятия ребёнку. В школе мамы нет. Ребёнок переживает даже процесс физической отделённости от мамы. Ему тяжело, он скучает, грустит. Нет положительного эмоционального подкрепления.
Малыш не включён в материал. Такой материал не запоминается. Ребёнок читает параграф, но как-то ничего внутри не остается. Хотя если рассказать ему тоже самое, или прочитать вместе с ним, всё будет нормально. Такие дети сказки цитируют почти наизусть томами. А какой-то маленький параграф почему-то никак, особенно в школе. Ребёнок скучает на уроке или балуется.
- Высшие психические функции (планирование, контроль, внимание) вынесены на маму.
С мамой учим уроки, мама собирает портфель и прочее. Пока мама контролирует и организует всё отлично. В школе, где мамы нет, результаты сразу снижаются. Ребёнок надеется на маму. А надо, чтобы он учился самостоятельно распределять время, организовывать деятельность, контролировать «сделано – не сделано» и так далее.
Предупреждение!
Очень-очень важно! Нельзя выходить из симбиоза с завтрашнего дня. Это всё слова. На самом деле у мамы внутри вибрирует. Ребёнок тоже оказывается полностью дезориентирован. Его бросили в какую-то прорубь, а он не знает, как плавать. Получите жесточайший нервный срыв. Ребёнок должен выстроить 3 шага, 3 этапа выхода в самостоятельность:
- вместе с мамой,
- я с опорой на маму,
- я сам.
Никак иначе нельзя проскочить что-то. Все попытки «раз и всё» не срабатывают. Почему? Потому что через 3 дня и всё вернётся, где было. Нужна системная работа шаг за шагом.
Вторая группа качеств. Умение обрабатывать впечатления (информацию)
Это вторая группа базовых навыков, обеспечивающая решение вопроса "как научить ребёнка учиться".
- Куда впечатления поместить?
Ребёнок получает огромное количество информации уже с рождением, и далее поток только нарастает. Он нарастает лавинообразно, когда ребёнок идёт в школу. Возникает вопрос: куда информацию поместить, как рассортировать? Нужна обязательно структура моего Я, моего опыта: куда это всё поместить
- Структура опыта.
Есть часть детей, много знающих. Но это как хлам в кладовке: не достать, не воспользоваться. От этой невозможности воспользоваться бывает немало нервных срывов. Важно развивать приёмы культурной памяти, логического обобщения. Об этом здесь.
- Нужно интегрированное ассоциативное (правое полушарие) и логическое мышление (левое полушарие).
Очень важно выстроить слаженность работы полушарий. Только вместе работая, они дают возможность обрабатывать информацию эффективно. Правое полушарие развивается раньше и быстрее, левое позже. Развитие левого тесно связано с речью.
Третья группа качеств. Представления об окружающем мире
- У большинства современных детей они широкие. Они не сидят в однообразном пространстве. Дети путешествуют, имеют доступ к большому количеству информации. Но…
- Если симбиотическая связь с мамой сильная, то остается много тревожности. Как окружающий мир воспринимается в этом случае?
Чем больше я осознаю, что мир огромный, и не могу опереться на свою уверенность, я представляю мир как сплошные опасности. А как создала природа? Сначала обеспечение безопасности, потом исследование и обучение.
Психологическая опасность воспринимается также, как реальная. Проще говоря, тревога воспринимается также, как лающая собака, пытающаяся броситься на нас. Те же самые процессы – надо выжить. И все программы исследования, обучения отходят на второй план, откладываются, пока не наступит безопасность. Какое обучение, когда меня сейчас лютый зверь съест?
Как тут действует симбиоз с мамой? Затянувшийся симбиоз активирует систему безопасности ребёнка. При симбиозе система безопасности у него постоянно включена (кнопка «тревога»). Почему так? Потому что наличествуют 2 момента:
- моя точка опоры в маме, без мамы я растерян, я боюсь (активизируются страхи), мне не на что опереться;
- мама тревожится и передаёт ребёнку сигнал опасности через симбиотическую (интуитивную) связь.
Если симбиотическая связь завершена, и ребёнок достаточно самостоятелен, то мама может тревожиться себе дома, а школьник спокойно пойдёт в школу. Все мамы тревожатся за своих детей, и это нормально.
Но одно дело, когда вы сами тревожитесь. Это не влияет на ребёнка. Вы умеете со своей тревогой справляться. Другое – когда вы заражаете своей тревогой его и сами заражаетесь его растерянностью, одиночеством, расстройством: как же я его оставлю в школе, он расплачется. И так далее. У симбиотической мамы масса тревог. Вдруг он не справится, его обидят, меня в школу вызовут. Чувства и матери, и ребёнка начинают набирать обороты, – это и есть процесс взаимного перетекания эмоций.
Все перечисленные качества напрямую влияют на успешность школьного обучения. Решая задачу «как научить ребёнка учиться», маме надо внимательно посмотреть на себя: готова ли она сама к обучению в школе. Тест на проявления симбиоза в следующей статье о домашнем обучении.
Комментарии