Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

samostoyatelnost.jpg Почему уже у полуторалетнего малыша надо поддерживать естественную мотивацию и стремление к самостоятельности, не ожидая, когда столкнетесь с трудностями в школе? Потому что самостоятельность в решении проблемы «как научить ребёнка учиться» – краеугольный камень. Полезно знать следующее.

1. В первые 3-4 года ребёнок закладывает представление о себе как о человеке, который многое может или не может.

Другими словами, уверенность в себе, о которой так много говорится. В это время эффективней всего влиять на процесс. У школьника – уже трудно, но до 10 лет реально. Помним, с каждым годом представление о себе закрепляется. Изменить его трудно.

2. Только через самостоятельное действие и опыт формируется мозг человека.

Это не просто какое-то абстрактное развитие, а созревание мозга – процесс биологический. Сравнимо с внутриутробным развитием. Мы знали, к примеру, сейчас формируется сердце. Надо сделать всё, чтобы оно было здоровым, потому что обратной дороги нет. С мозгом немного проще потому, что своим взаимодействием с малышом мы можем влиять на пластичность мозга. Но не безгранично.

3. Есть отрезки времени, когда ребёнок легче всего учится какой-то деятельности, – сензитивные (особо чувствительные к обучению чему-либо) периоды.

Сензитивные периоды, в том числе и воспитания самостоятельности, проходят безвозвратно. Они определены природой, исправлять очень трудно.

4. Все фазы развития должны быть пройдены своевременно.

Потом любая коррекция происходит с гораздо большими усилиями, хотя до 10 лет процесс активен, открыт. Мы с высокой долей вероятности можем на него повлиять.

Проблемы мам несамостоятельных детей

Несамостоятельность – это не только проблема в жизни ребёнка, но и мамы. Основные проблемы мам несамостоятельных детей со сниженной мотивацией.

  1. много сил и времени уходит на поиск занятий ребенку и их организацию. Тратится огромное количество денег на покупку игрушек, которые вызывают лишь кратковременный интерес. Игрушка бросается, а вы идете покупать следующую. Процесс повторяется. Никакое занятие не занимает ребёнка надолго.
  2. ребёнок имеет очень слабый уровень внимания и большую интенсивность в поведении: раз, и ребёнок сорвался, куда-то побежал, что-то схватил, кого-то дёрнул. Пока вы с ним дома, пока он маленький – такое как-то «проходит». Конечно, маме тяжело, мама устает, но в семейной обстановке выходки как-то сглаживаются. Когда малыш попадает в группу, возникает больше вопросов, потому что еще не подумал, а уже что-то сделал. В школе импульсивность тоже будет влиять на успешность обучения.
  3. постоянное нытье очень раздражает и не оставляет маме ни времени, ни пространства для себя. Мама – «выжатый лимон».
  4. ребёнок с каждым годом кажется всё более зависимым от мамы. Трудно адаптируется в коллективе, с трудом осваивает новое, капризов становится всё больше. Растут проблемы с обучением – много сил прилагается, чтобы ребёнок учился.

 Как научить ребёнка учиться: основные задачи по возрастам

Когда решается задача «как научить ребёнка учиться», надо учитывать, что в разном возрасте формируются свои базовые навыки для этого умения. Разный возраст – разные задачи обучения.

Управление своим телом – до 1,5 лет самая важная природная задача

Взрослым кажется, это так просто. Начал садиться, начал ползти – мама радуется.

Но ещё нам бы хотелось, чтобы он знал цвета, чтобы мы повесили ему буквы, чтобы мы ещё его чем-то важным, умным, интересным заняли. И родители начинают занимать именно в ущерб телесному развитию.

Возникают нарушения. Потому что всё, что природой было предусмотрено как определенные фазы, этапы и в освоении окружающего мира, и в освоении взаимодействия с мамой незаменимо и очень важно.

Родители порой не уделяют достаточного внимания телесному развитию: мало он там не ползает. Это же не какой-то навык важный для школы. И крупно ошибаются, потому что движение тела напрямую связано с созреванием базовых отделов головного мозга, запускающих потом все те прекрасные сложные функции, обеспечивающие возможность читать, писать, управлять, своими реакциями, поведением и всё прочее.

Освоение себя как отдельного от мамы – главная задача 1,5-3 лет

Смысл такой: у меня свои чувства и желания, у мамы свои; я хочу, я не хочу, я буду, я не буду… Это важнейший период, чтобы была собственная мотивация и формировалась самостоятельность. Это ключевой период выхода из симбиотического кризиса.

Освоение представлений об окружающем мире и его качествах через собственную деятельность – основная задача 3-6 лет

Ребёнок – деятель. Здесь не может быть: послушай, я расскажу тебе, почему птицы улетают на юг. Если ребёнок

  1. не махал тем птицам руками,
  2. не задался вопросом, а куда они там летят,
  3. не рисовал и не лепил их, то есть не был включен телом,
  4. то в голове все рассказы останутся ненадолго.

Наши «мониторные» дети часто пропускают огромную фазу – фазу формирования правильного представления об окружающем мире. Оно складывается неверно, если ребёнок всё видит с экрана телевизора или компьютера просто как обучающие программы.

Здесь важна именно своя деятельность. Ребёнок должен быть включен в своё исследование, свою активность (принцип: тело в дело). Он должен задавать вопросы и получать на них ответы. Подготовка к задаванию вопросов происходит на предыдущем этапе автономизации: я спрашиваю, мне интересно. А не маме интересно мне рассказывать, потому что она точно знает, как меня развивать. То есть кругом нужна самостоятельность.

Освоение произвольных целенаправленных действий для достижения результата – 6-10 лет

Если ребёнок 3-6 лет нечто делает, то для того, чтобы практиковаться в каком-то действии. у него не стоит задача достижения результата. Вы наверно замечали, что дети выполняют 157 раз одно и то же действие. Непонятно какой смысл, к примеру, закрывать и открывать дверь так много раз. Ну закрыл, успокойся уже, сядь, займись делом. Но для дошкольника важен процесс самого исследования действия.

В 6-10 лет всё меняется. У ребёнка появляется какая-то цель, и он хочет получить определённый результат.

Развитие самостоятельности и мотивации у дошкольника

Чтобы решалась проблема «как научить ребёнка учиться» в дошкольном возрасте, учтём следующее.

  1. В основе мотивации ребёнка раннего возраста лежит природная программа развития и созревания.

Это внутренняя программа. Она движется. Если мы ей не мешаем, если создаем для её реализации подходящие условия, то она успешно проистекает.

Повлиять на ребёнка, отрабатывающего природную программу, практически невозможно. Попробуйте малыша, обучающегося встать на ноги, уговорить лежать в кровати. Всё равно не удержите, если только привяжете.

Или ребёнку интересно, что там за красный мячик лежит на полочке, и он тащит стул в 2 раза больше себя. Вы запрещаете, оттаскиваете, а он всё равно туда лезет. Это действие его внутренней программы любопытства. Программа развития и созревания движет ребёнком очень активно.

И тут по большому счету то, что вы говорите не так важно. Важно, насколько малыш может программу реализовать, есть ли условия. Если мы посадим ребёнка в манеж, ходунки или другим образом ограничим его передвижение, то нарушим развитие этой природной программы, не создаём условий для созревания.

  1. Далее, после того как ребёнок осваивает первоначальное управление своим телом, к природной программе присоединяется социальный компонент – желание найти себя и свое место в системе отношений.

Ближе к двум годам это происходит, прежде всего, в отношениях с мамой. Начинается выход из симбиотической связи. Ребёнок приобретает некоторую автономию от мамы по двум позициям:

  • а) социальный компонент: кто такой я, я хочу, я могу, я не хочу, я буду, я не буду, нет, да;
  • б) место в системе отношений: я и ты, я и мы (семья), в детском коллективе в дошкольном учреждении, потом в школе.

Это становится ещё одним мотиватором. Не только природная программа (она продолжает свою работу), но и социальный компонент становится очень-очень значимым. Иногда он может значительно влиять и на природную динамику развития.

Свобода движений в теме «как научить ребёнка учиться»

Значение свободы движений в теме «как научить ребёнка учиться» невозможно переоценить, потому что управление своим телом – залог самостоятельности.ползание

Когда ребёнок учится держать голову переворачиваться вставать, это запускает созревание его нервной системы, активизирует работу и центральной, и периферической нервной системы. Никак иначе.

Если малыш обездвижен или ограничен в свободе движений, то созревание нервной системы происходит неадекватно природной возможности ребёнка. Остаются минимальные (больше-меньше) слабости, несформированности.

Не так, чтобы видно: невропатолог вряд ли вам скажет «о-ё-ёй» и напишет что-то в карточке. Там у ребёнка внимания не хватает, тут он не может проконтролировать себя, там у него зашкаливают эмоции… То есть такие минимальные звоночки. Они появляются, и их становится всё больше со временем.

Что делать? Учесть следующее.

Чем лучше ребёнок своим телом управляет, тем лучше он управляет своими эмоциями, поведением. Потому что

  1. всё то, чего мы от ребёнка как раз хотим: внимания, памяти, контроля, планирования своих дел;
  2. всё это становится возможным, когда он тренирует это, начиная со своего тела.

 Вот давайте посмотрим такой пример. Многие родители за ручки водили малышей на этапе, когда они начинали ходить. У нас это считается правильным: ребёнку помогаем. Что в этот момент происходит?за ручки

Для понимания психолог Катерина Сорокина предлагает выполнить упражнение. Сядьте и поднимите руки вверх. Большой интересный вопрос: где у вас внимание сейчас? В руках или в стопах. Безусловно, в руках. Что вы лучше ощущаете в данный момент? А теперь ещё представьте, что вас за руку держат. Где внимание?

Взрослый начинает выполнять функции вестибулярного аппарата малыша, который тоже не дополучает информации и соответственно формируется менее активно. А он балансирует, интегрирует распределение всех импульсов, которые мы получаем от органов чувств.

Поэтому надо позволить детям вставать, держаться, падать, подниматься самостоятельно. Главное – расчистить пространство, где это можно делать безопасно, чтобы были опоры, за которые можно держаться, чтобы ребёнок не получил вреда от углов на мебели и прочее.

Следующий вопрос: зачем мама ребёнка водит? Она исходит из не пройденной фазы симбиоза: жалко, он же хочет, плачет, а я не могу выносить этот плач.

Такая позиция – признак очень сильной симбиотической связи, не вступившей в естественную фазу убывания. Малыш смеется, маме от этого хорошо. Она получает мощный заряд энергии, не беспокоится, что он упадет. Потом начинается перегрузка. Мама уже падает от усталости, а ребёнок не отпускает её от себя, требует, чтобы его водили.

Сейчас есть тенденция поскорее научить малыша ходить с теми же «заручками». Между тем гораздо полезнее для опорно-двигательной системы, когда он долго ползает, пока не созреет для ходьбы. Для каждого ребёнка своё время начала ходьбы. И только он сам знает, когда готов пойти.

Из-за родительского «поскорее» ребёнок пропускает важные фазы, которые связаны не столько с ходьбой. Они связаны с головой, с тем, как развивается мозг, как интегрируются связи между его разными отделами. Бывает, малыш долго плохо ходит именно потому, что не встал на ноги самостоятельно.

Ходьба – это природная программа. Когда начинаем малыша водить, мы её нарушаем. Если мама вовремя осознаёт ошибку и отпускает ребёнка, он быстро пропущенное набирает.

Последствия родительских ошибок при освоении ходьбы часто видны в более позднем возрасте. Недаром многие программы нейропсихологической коррекции начинают работу с восстановления пропущенных фаз на этом этапе. К примеру, в 10-12 лет подросток учится ползать, если не ползал в младенчестве.

Кстати, на этапе ходьбы выявляются скрытые дефекты в развитии костей. За этим надо следить, чтобы вовремя обратиться к остеопату.

Как научить ребёнка учиться в дошкольном возрасте? Продолжение следует... 

Добавить комментарий