В отечественной психологии термину "гендерное воспитание" частично близко по смыслу понятие "воспитание семейного поведения". О первом этапе воспитания здесь. Главная задача второго этапа воспитания семейного поведения (гендерное воспитание) - формирование полоролевого поведения.
Он начинается в среднем где-то с трёх лет. Некоторые дети переходят на второй этап раньше. Это может быть
1. ребёнок, которому досталось много внимания, мама носила на руках, много с ним разговаривала,
2. или младший ребёнок в большой семье.
Мальчики переходят на второй этап чётко, начиная предпочитать общение с мужской половиной населения. Девочки остаются с мамами.
На втором этапе воспитания семейного поведения (гендерного воспитания) отлично видно, что девочки и мальчики - противоположный пол. Они совершенно по-разному формируют свою роль.
Первый признак того, что ребёнок перешёл на второй этап, интеллектуально созрел для этого, - он начинает играть в ролевые игры, выдумывать сюжет, фантазировать и выдумывать игры. Мальчишечьи игры всегда прогрессивны, откликаются на международные события, сюжеты кинофильмов, сюжеты про войну и приключения.
Весь первый период проходит под влиянием мамы. Если она сказала "этого делать нельзя", ребёнок никогда не сделает. Это то, что называется "впитал с молоком матери". Это мать должна показывать курящего человека и говорить: "Так делать нельзя никогда. Это плохо". А если мать сама курит? Ребёнок воспринимает до 3 лет всё, что делает мать, без критики как правильное. И это остаётся на всю жизнь. Однажды, видя как восьмилетний мальчишка рисует монстров с сигаретой, я стала рассказывать ему о вреде курения. На что он мне ответил: "А моя мама курит, и она здорова".
Второй этап воспитания семейного поведения (гендерного воспитания) идёт под воздействием сверстников и предметной среды. Он тоже проходит в 2 стадии.
Первая стадия формирования полоролевого поведения
Первая стадия, которую порой называют как-то безжалостно - "детсадовский период". Он длится до 7 лет и представляет собой игровую стадию второго периода воспитания семейного поведения (гендерного воспитания). Всё проигрывается, любая роль примеряется в играх. Усваивается очень много в играх.
Итак, ребёнок придумывает игру и играет в неё. Сюжет игры постоянно меняется. Формируется макросоциальная роль - ребёнок примеряет на себя разные профессии. Если он говорит, что кем-то решил стать, когда станет взрослым, никогда нельзя высмеивать это решение, особенно зло и пренебрежительно. Ребёнок перестанет верить взрослым и делиться своими мыслями. Лучше спросите, почему он изменил решение. Узнаете много интересного.
Ролевая игра достаточно часто оценивается родителями как пустая забава, свободное время, которое надо занять чем-то полезным, например, обучением. Особенно часто такую позицию занимают состоятельные родители. А педагоги идут на поводу. Но ребёнок ничего не потеряет, если не научится читать в 3 года. А вот невозможность играть может нанести невосполнимый урон его личности: он не учится играть, общаться, управлять своими желаниями, подчиняться.
У мальчиков игры практически всегда носят соревновательный характер, девочки предпочитают игры малой подвижности: классики, скакалки и др. Мальчики постоянно меняют сюжет игры. Игры девочек отличаются регламентацией, четкими правилами. В игре дети учатся лидировать, и нет другой деятельности, так хорошо подходящей для этого. Кстати сказать, только к 4 годам дети по-настоящему учатся бегать. У физиологов есть понятие "полётность" бега. До этого они переваливаются с ноги на ногу, как утята. С развитием полётности бега быстро развивается ловкость. Вот тогда мальчишки могут побороться за лидерство.
Интересно, что мальчикам природа дала дополнительные шансы для выживания. Анализы их крови отличаются от анализа крови у девочек. Когда мальчики начинают подвижные игры, у них резко подскакивают тромбоциты, увеличивается количество эритроцитов в крови. Для чего? Если мальчик упадет и ушибётся, чтобы он не пострадал. Девочки не рассчитаны на такие действия, и у них не повышаются тромбоциты во время активных игр. Безопасность в девчоночьих играх обеспечивается очень строгой регламентацией, жёсткими правилами.
Игра - взаимодействие со сверстниками
Игра - это взаимодействие со сверстниками. В дошкольном возрасте дети учатся не только лидировать, но и подчиняться социальным нормам. Взрослый не научит этому так, как учит детский коллектив. Обратите внимание, что перед любой игрой дети договариваются, чего нельзя делать. Если кто-то правила нарушает, то второй, третий раз он не сможет этого сделать. Детский коллектив накажет.
Правилам, принятым в данном сообществе, надо подчиняться, или последует исключение из игры. Не подчиняются чаще дети, которые в раннем возрасте были не нужны своим мамам и проявляют излишнюю жестокость. Игнорирующих правила детский коллектив выбрасывает. Только взрослый может помочь такому ребёнку адаптироваться в этой игре, зная его ошибку. По-настоящему с каждым таким малышом нужно работать дополнительно, чтобы его не выбрасывали из игр.
В игре дети обучают друг друга, корректируют недостатки семейного воспитания. Кстати, воспитатели по играм детей с высокой степенью достоверности определяют взаимоотношения в семьях воспитанников, потому что дети в играх в точности копируют их. Но иногда бывает и не так. Наблюдая скандалы и ругань в доме, ребёнок начинает брать за образец не свою семью, а ту, например, куда он приходит в гости, где его приветливо принимают. Именно по этой причине в семьях алкоголиков вырастают нормальные хорошие дети.
Кто такая Барби?
Девочки играют в куклы, принимая на себя роль мамы. Куклы могут быть любые, кроме Барби. Во всём мире психологи признают вред этой игрушки. Она не даёт поиграть в собственную семью, в ребёнка-куклу. Ведь Барби не может быть "ребёнком" девочки 4-5 лет. Она и не взрослая, потому что ребёнок играет и представляет себя взрослым. Если играют несколько девочек, то каждой достаётся какая-то роль: подруги, сестры, тёти и т. д. Но кто такая в этом смысле кукла Барби? Многие психологи заявляют, что эта кукла невротизирует детей, делает их злыми и неспособными играть в куклы.
Дети могут не играть по вине родителей, детского сада. Много девочек, идущих в школу с куклами и не желающих с ними расстаться. Виноваты родители. Они не дали как следует поиграть, а ребёнок чувствует, что ему это необходимо.
Гендерное воспитание в неполных семьях
Как влияет на воспитание семейного поведения детей (гендерное воспитание) воспитание в неполных семьях? Сифилидолог О.К. Лосева пришла к выводу, что если в период ролевой игры ребёнок жил в неполной семье, и взрослые не прилагали усилий для воспитания нормального семейного поведения, то у выросших детей гораздо больше добрачных контактов, а потом внебрачных. И они менее разборчивы в выборе партнёров.
Вторая стадия формирования полоролевого поведения
В 7-8 лет ребёнок переходит на вторую стадию формирования полоролевого поведения. Ужесточаются требования к фемининности и маскулинности. Мальчишки всячески показывают негативное отношение к девчонкам: дергают за косички, толкают, пренебрежительно обзывают плаксами и ябедами. Девчонки про мальчишек говорят, что они хулиганы. И все друг с другом не дружат.
У девочек нет резкого перехода на вторую стадию формирования полоролевого поведения. Девочка по-прежнему остаётся с мамой. У неё формируется материнское поведение. Девочки учатся (если есть такая возможность) жалеть обиженного. Если эта черта у девочки появилась, то нет сомнения в том, что она пожалеет и собственного плачущего малыша. Женская нормальная черта.
Трансформация роли
Женское и мужское поведение усваивается и тем, и другим полом. Кто-то усваивает его правильно, кто-то с ошибками, а кто-то (в силу разных причин) с искажениями. В этом возрасте может произойти трансформация роли. В современном мире мы часто видим девочек, которые активно занимаются спортом, доминирующих деловых женщин. В древние времена, говорят, были амазонки.
Трансформация роли может быть
1. врождённая,
2. наследственная.
Врожденная трансформация происходит во время беременности и чаще всего обусловлена приёмом каких-то препаратов. В ролевый период такие дети начинают играть в не свои игры. Но детский коллектив их поправляет. Каким образом? Когда девочка играет с мальчишками в войну, то мальчишки принимают её. Но никогда девочка не "дослужится" до "главнокомандующего". Она в лучшем случае бывает в игре или санитаркой, или разведчицей. Трансфомация роли бывает не только вызванная чем-то, но и наследственная.
Можно исказить роль ребёнка, только если родители сами с искажением роли. Дети чётко копируют семейное поведение родителей. Если мама - глава семьи, доминирует, а папа загнан в экологическую нишу и делает всю женскую работу по дому, как бы ни хотела мама, чтобы её сын вырос доминирующим, главой семьи, и как бы она этому его не учила, всё равно он вырастает "зайчиком". Он обязательно выберет доминирующую жену, как бы мать ни была против.
Легко ломается роль ребёнка, если ему не с кем играть. Например, мальчика окружают только девочки, и он начинает играть в куклы. Ситуация: трёхлетний мальчик надевает платьице сестры и требует, чтобы его называли Людочкой (Людочек в обозримом пространстве нет). Кстати, многие мальчишки играют в куклы, как бы примеряя на себя эту роль, но быстро бросают.
Можно ли выровнять трансформацию роли?
Роль можно изменить. Родителям надо постоянно демонстрировать детям примеры мужского и женского поведения, специально создавать ситуации для проявления детьми мужественности или женственности.
Кстати, предпочитаемую роль видно уже тогда, когда у малыша нет ролевой игры. Достаточно дать в руки кубики и показать, как из кубиков что-то складывать. Сперва ребёнок не складывает картинку из кубиков, в 1,5 года он может построить башенку. Девочка с женской ролью кубики по собственному желанию складывать не будет. Но если есть трансформация по мужскому типу, то будет. Мальчик с женской ролью тоже не будет складывать, его надо учить складывать кубики. Нужно прилагать усилия, чтобы ему было интересно как эти кубики складываются, как эта башня падает. Такому мальчику необходимо, чтобы с ним играли сперва мама, а потом окружающие.
Есть народы, у которых полоролевое воспитание проводится с самого раннего детства. В России тоже всегда было понятие полового воспитания (не просвещения!). Например, с 3 лет русских князей забирали у нянек и отдавали "дядькам". Это было полностью мужское воспитание, потому что они должны были стать воинами.
Интересно воспитывают девочек в Индии. Воспитание индивидуальное с 4 лет. Занимается воспитанием семейного поведения (гендерным воспитанием?) либо бабушка, либо тётя, но обязательно старше мамы, потому что мама может поддаться моде. Девочку целенаправленно готовят к браку. Невеста должна уметь всё. Девочке внушают, что она обязательно выйдет замуж, потому что она красивая, как мама. Мама красиво танцует, и она будет также красиво танцевать. Девочку учат применять традиционную косметику, она никогда не раскрасится как индеец, встающий на тропу войны. Муж - единственный мужчина, который должен быть в её жизни. Не читаются лекции и нотации, все внушается потихонечку.
Заметим, нет ни одной религии, поощряющей добрачные контакты, только секты. В нашей стране подобное воспитание девочек можно встретить у народов Кавказа.
На аудио психолог Ирина Болтнева о полоролевом воспитании у разных народов, первой влюблённости и другом.
Итак, формирование полоролевого поведения происходит в возрасте от 3 до 9-11 лет. Воспитание семейного поведения (гендерное воспитание) здесь особенно важно.
Комментарии
Очень интересно было узнать о воспитании девочек в Индии. Спасибо.