Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Симбиотическая связь За домашнее обучение родители «бились» много лет. Не приветствовалась такая форма образования в нашем отечестве, пока она не была прописана в последней редакции Закона «Об образовании». Здесь надо понимать, что в родительской среде часто под домашним обучением подразумевается индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям (к примеру, инвалидность).

Оно может быть:

  1. полным и постоянным (при тяжёлых формах заболеваний),
  2. частичным.

В обоих случаях ребёнка обучают учителя, приходящие на дом. Но во втором случае часть уроков проводится индивидуально (математика, чтение…), на остальные ребёнок приходит в класс (музыка, физкультура, ручной труд). При улучшении состояния обучение на дому может быть отменено.

Домашнее обучение, прописанное в Законе, правильнее будет назвать «домашнее образование». Ребёнок обучается дома, в конце года сдавая своего рода экзамены в форме контрольных, тестов и пр. Учителем может быть и профессиональный педагог. Но в абсолютном большинстве дело берут в свои руки родители.

Домашнее обучение глазами психолога

Редко кто из родителей смотрит на домашнее обучение с такой точки зрения.

Домашнее обучение – хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Это может быть и замечательно, и очень плохо для ребёнка. Есть и те, и другие примеры.

По идее домашнее обучение – это просто супер (прошу прощения за сленг). Это должно быть здорово. Вы имеете возможность сами регулировать:

  1. чему, сколько, когда учить ребёнка;
  2. как он учится, сколько отдыхает.

Вы можете учитывать его интересы, его динамику, дать ребёнку больше свободы, расширить варианты, как он может учиться.

НО!

Но только, если ваш симбиоз с ребёнком завершён. Ребёнок самостоятелен, но имеет трудности обучения в группе сверстников. Почему на завершённость симбиоза обращаем внимание? Потому что часто мотивом домашнего обучения являются не проблемы ребёнка, а мамский симбиоз: я не хочу его отпускать, хочу оградить от всех опасностей. Идея домашнего обучения сама по себе прекрасная. Вопрос только в том, из какой точки мы в неё входим.

Прежде, чем решать вопрос о домашнем обучении, проверьте ваши отношения с ребёнком на затянувшийся симбиоз. Ответьте искренне на вопросы.

  1. Ребёнок мало исследует, мало проявляет любопытство. Если я не подталкиваю, не инициирую и не ободряю его, если меня нет рядом, ребёнок «сдувается».
  2. Меня часто посещают мысли об опасностях для ребёнка – без причины в голову лезут страшилки. И моё воображение рисует: он свалится, поранится, наткнётся, его побьют, обидят и прочие бесконечные «ему там плохо».
  3. Меня не покидает общая фоновая тревожность: желание проверить, проконтролировать, посмотреть, где он, что с ним, как он. Очень трудно переключиться, убрать эти желания из фонового режима контроля.
  4. Я, как мама, остро чувствую личную ответственность за любые его успехи, промахи: возьмёт сменку или забудет, ему сделают замечание, напишут в дневник, его не похвалят, его похвалят, меня вызовут в школу…
  5. Я не могу выносить (расстраиваюсь или раздражаюсь – две базовые мамины эмоции) его яркие эмоции отрицательного спектра. Проще говоря, не выношу, когда ребёнок расстраивается.
  6. Ребёнок часто говорит, что ничего не хочет делать сам: сам не хочу, давай вместе, ну помоги. Любыми способами он вас включает: через позитив, через негатив, через умильные глаза. У каждого опять же свой репертуар. Но постоянно ваше внимание он забирает тем или иным способом. У вас практически нет свободного времени для себя.
  7. Я воодушевляюсь, я наполняюсь энергией, когда ребёнок приходит и делится своей радостью. У меня прямо «ух!» - полная подпитка. Я сама эти чувства ярко переживаю. Наоборот, я ощущаю апатию, когда он ноет и жалуется на скуку. (Некоторых мам это просто выматывает) У меня самой все силы кончаются. (Не то, что я занимаюсь своим делом, он пришёл, поныл. Я ему посочувствовала, дала совет и снова занимаюсь своим делом). Нет, состояние его скуки меня очень и очень тяготит. (Это тоже про симбиоз).
  8. Ребёнок часто испытывает неуверенность в своих силах, предпочитает отказаться, если есть малейшее представление, что не получится или не получится идеально. Он сразу дело бросает.

  Если большинство вопросов – это про вас, то надо посоветоваться со знающим специалистом. Чьи проблемы имеют место в ситуации: ребёнка или ваши собственные. Чьи проблемы будет решать домашнее обучение. Только после этого принимать окончательное решение – сразу организовать домашнее обучение или сперва выйти из симбиоза с ребёнком.

Комментарии  

0 # Алла 06.07.2015 18:55
Я не сторонница домашнего обучения. Все-таки дети должны общаться с другими детьми. Это общение даже важнее уроков!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 06.07.2015 21:38
Думаю, что домашнее обучение нужно в тех случаях. когда ребёнку нужно подтянуть или более углублённо изучить предмет. Ничто не может заменить ребёнку его первые шаги в общении со сверстниками. Он должен на своём личном опыте понять, что в обществе хорошо и что плохо, научиться противостоять неудачам и иметь свой независимый взгляд на мир.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ирина Широкова 07.07.2015 04:59
Здорово. В Украине такого нет и очень жаль. Я приветствую домашнее обучение. Общаться дети могут где угодно. Школа это не единственное заведение, где дети, по большому счету и не учатся и ничего путного не делают. Если правильно подойти к делу, то пользы в домашнем обучении будет гораздо больше.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Оля 07.07.2015 14:55
Я думаю, что любой ребенок нуждается в общении не только со стороны родителей и педагогов, но и со стороны сверстников. А домашнее обучение - это только когда нет другого выхода.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Марина 07.07.2015 23:28
Какая интересная статья. У меня такая стеснительная дочка. А в этом сентябре ей идти в первый класс. Очень переживаю о том, как она там будет себя чувствовать, как у нее сложатся отношения с педагогом и сверстниками.
Возможно домашнее обучение и будет для нас с ней выходом. На вопросы ответила предельно искренне. Хорошо, что есть такая возможность по законодательству.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Trounin 09.07.2015 09:28
ещё можно понять, когда родитель - педагог, но если он сам, чаще всего, имеет только школьное образование, то разумно ли такое допускать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Людмила 09.07.2015 11:58
Чтобы переводить ребенка на домашнее обучение, нужно хорошо взвесить все "за" и "против", бывают особые случаи, когда выхода иного нет, а вообще ребенок должен обучаться в коллективе, общению он должен учиться с детства иначе очень трудно придется в жизни.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда Семеновна 10.07.2015 14:24
Не каждый родитель может кого-то чему-то научить, а тем более собственного ребенка. Даже в школе дети учителей учатся в других классах, так как ждут особенного отношения к себе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анжелика 14.07.2015 12:36
Домашнее обучение стоит применять, только если здоровье ребенка или обстоятельства не позволяют посещать школу. Во всех других случаях учиться лучше в нормальной школе вместе с другими детьми, иначе ребенку будет очень трудно жить в дальнейшем и адаптироваться в обществе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий