За домашнее обучение родители «бились» много лет. Не приветствовалась такая форма образования в нашем отечестве, пока она не была прописана в последней редакции Закона «Об образовании». Здесь надо понимать, что в родительской среде часто под домашним обучением подразумевается индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям (к примеру, инвалидность).
Оно может быть:
- полным и постоянным (при тяжёлых формах заболеваний),
- частичным.
В обоих случаях ребёнка обучают учителя, приходящие на дом. Но во втором случае часть уроков проводится индивидуально (математика, чтение…), на остальные ребёнок приходит в класс (музыка, физкультура, ручной труд). При улучшении состояния обучение на дому может быть отменено.
Домашнее обучение, прописанное в Законе, правильнее будет назвать «домашнее образование». Ребёнок обучается дома, в конце года сдавая своего рода экзамены в форме контрольных, тестов и пр. Учителем может быть и профессиональный педагог. Но в абсолютном большинстве дело берут в свои руки родители.
Домашнее обучение глазами психолога
Редко кто из родителей смотрит на домашнее обучение с такой точки зрения.
Домашнее обучение – хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Это может быть и замечательно, и очень плохо для ребёнка. Есть и те, и другие примеры.
По идее домашнее обучение – это просто супер (прошу прощения за сленг). Это должно быть здорово. Вы имеете возможность сами регулировать:
- чему, сколько, когда учить ребёнка;
- как он учится, сколько отдыхает.
Вы можете учитывать его интересы, его динамику, дать ребёнку больше свободы, расширить варианты, как он может учиться.
НО!
Но только, если ваш симбиоз с ребёнком завершён. Ребёнок самостоятелен, но имеет трудности обучения в группе сверстников. Почему на завершённость симбиоза обращаем внимание? Потому что часто мотивом домашнего обучения являются не проблемы ребёнка, а мамский симбиоз: я не хочу его отпускать, хочу оградить от всех опасностей. Идея домашнего обучения сама по себе прекрасная. Вопрос только в том, из какой точки мы в неё входим.
Прежде, чем решать вопрос о домашнем обучении, проверьте ваши отношения с ребёнком на затянувшийся симбиоз. Ответьте искренне на вопросы.
- Ребёнок мало исследует, мало проявляет любопытство. Если я не подталкиваю, не инициирую и не ободряю его, если меня нет рядом, ребёнок «сдувается».
- Меня часто посещают мысли об опасностях для ребёнка – без причины в голову лезут страшилки. И моё воображение рисует: он свалится, поранится, наткнётся, его побьют, обидят и прочие бесконечные «ему там плохо».
- Меня не покидает общая фоновая тревожность: желание проверить, проконтролировать, посмотреть, где он, что с ним, как он. Очень трудно переключиться, убрать эти желания из фонового режима контроля.
- Я, как мама, остро чувствую личную ответственность за любые его успехи, промахи: возьмёт сменку или забудет, ему сделают замечание, напишут в дневник, его не похвалят, его похвалят, меня вызовут в школу…
- Я не могу выносить (расстраиваюсь или раздражаюсь – две базовые мамины эмоции) его яркие эмоции отрицательного спектра. Проще говоря, не выношу, когда ребёнок расстраивается.
- Ребёнок часто говорит, что ничего не хочет делать сам: сам не хочу, давай вместе, ну помоги. Любыми способами он вас включает: через позитив, через негатив, через умильные глаза. У каждого опять же свой репертуар. Но постоянно ваше внимание он забирает тем или иным способом. У вас практически нет свободного времени для себя.
- Я воодушевляюсь, я наполняюсь энергией, когда ребёнок приходит и делится своей радостью. У меня прямо «ух!» - полная подпитка. Я сама эти чувства ярко переживаю. Наоборот, я ощущаю апатию, когда он ноет и жалуется на скуку. (Некоторых мам это просто выматывает) У меня самой все силы кончаются. (Не то, что я занимаюсь своим делом, он пришёл, поныл. Я ему посочувствовала, дала совет и снова занимаюсь своим делом). Нет, состояние его скуки меня очень и очень тяготит. (Это тоже про симбиоз).
- Ребёнок часто испытывает неуверенность в своих силах, предпочитает отказаться, если есть малейшее представление, что не получится или не получится идеально. Он сразу дело бросает.
Если большинство вопросов – это про вас, то надо посоветоваться со знающим специалистом. Чьи проблемы имеют место в ситуации: ребёнка или ваши собственные. Чьи проблемы будет решать домашнее обучение. Только после этого принимать окончательное решение – сразу организовать домашнее обучение или сперва выйти из симбиоза с ребёнком.
Комментарии
Возможно домашнее обучение и будет для нас с ней выходом. На вопросы ответила предельно искренне. Хорошо, что есть такая возможность по законодательству.