Продолжаем говорить о детской дружбе (начало). Современные дети, загруженные всякими занятиями, имеют мало свободного времени для взаимодействия, чтобы подружиться.
Для дружбы, детской в том числе, важно взаимопонимание. Как это выглядит у детей?
Взаимопонимание
Когда один ребёнок может уважать другого? Когда его понимает. Чему надо учить?
- Понимать самого себя: желания, эмоции, переживания.
- Понимать других. Уже трёхлетнему задаём вопросы, почему что-то происходит. Почему мальчик плачет? Малыш ведь в собственном опыте ищет ответ. Опыт не всегда есть. Надо подсказать. В 3-6 лет ребёнок учится понимать других людей.
- Разбираться с конфликтами. Уметь дружить = уметь решать конфликты. Как сделать так, чтобы из конфликта дети вышли через сотрудничество, а не конфронтацию.
Да, было: поссорились, разошлись, но теперь будем дружить ещё крепче. В детских «разборках» необходима взрослая помощь, дети не всегда умеют быстро помириться. Я всегда держала на такой случай маленькие шоколадки для скрашивания огорчения. Кроме того взрослые могут помочь созданием некоторых правил, снимающих ненужные конфликтные ситуации
Шалва Амонашвили в незаслуженно забытой книге «Здравствуйте, дети» рассказывает, как мирили шестилеток в его классе. В примирении участвовали все ученики. Двух поссорившихся запихивали (натурально) в пустой класс с пожеланием пожать друг другу руку. Закрывали дверь и ждали. Через несколько минут дверь открывали, дети выходили. Все жали им руки и поздравляли с примирением. Помирились или нет на самом деле никто не спрашивал, считая конфликт исчерпанным. Как правило, он не возобновлялся.
- Делиться. Маленькие дети очень неохотно делятся своим добром. Начиная с 4-5 лет полегче. Помощь взрослого – объяснить: если мы дружим, то надо делиться.
- Уступать. Уступка далеко не всегда означает проигрыш, потерю. Уметь подстроиться под друга, под игровую ситуацию - тоже важно для дружбы.
Все перечисленные навыки не появляются ровно в три года. Они растут вместе с ребёнком в ситуациях совместных игр, дел, организуемых взрослыми. На расстоянии дружба не возникает.
Общность интересов и увлечений
Общие интересы у малышей возникают на общности информационного пространства: игры, мультиков, сказок, игрушек и так далее. Вполне может оказаться, что ребёнок и его друг из разных информационных пространств. Представьте, ваш малыш не знает человека-паука, черепашек, принцесс бесконечных и прочего, составляющего это самое пространство. Есть 3 выхода.
- Придётся показать хотя бы что-то, если вы цените дружбу детей. На информации строится диалог, игра.
- Прекратить отношения и поискать другого друга.
- Создаём сами общее информационное поле, включающее нашего ребёнка и его друзей: общие игры, праздники, экскурсии, позволяющие дружбе развиваться дальше.
Как не помешать детской дружбе
Как вместо помощи не оказать медвежью услугу? Когда в детской дружбе кризис, взрослому важно правильно повести себя.
- Не обесценить.
Стоит подчёркивать в разговорах: это здорово, что у тебя есть такой друг, вы так хорошо играете и прочее. Покажите ценность дружбы. Дети на взрослых ориентируются. Никогда не говорите: ну поругались, будет у тебя в жизни ещё много друзей (подруг). Опасная позиция, показывающая: вам дружба не важна, вы её не одобряете. Лучше сказать: я вижу, как ты переживаешь; давай подумаем, как исправить ситуацию. К счастью детская дружба ещё лёгкая: легко сдруживаются, легко раздруживаются.
- Помогать решать конфликты. Не пускать на самотёк.
- Не вмешиваться без необходимости.
Часто дети сами находят общий язык, договариваются, придумывают игры. Прежде, чем вмешаться, подумайте, а я там нужен со своим мнением, комментариями? Стоит деликатно относиться к детским отношениям.
Сколько друзей должно быть у детей? Часто возникающий у родителей вопрос. С возрастом у детей изменяется ситуация, появляются новые интересы. Круг общения расширяется. Одного друга уже не хватает. У друзей появляются собственные друзья. То есть исходим не из количества, а из того хватает ребёнку друзей или нет.
Комментарии