Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Продолжаем говорить о детской дружбе (начало). Современные дети, загруженные всякими занятиями, имеют мало свободного времени для взаимодействия, чтобы подружиться.

Для дружбы, детской в том числе, важно взаимопонимание. Как это выглядит у детей?

Взаимопонимание

Когда один ребёнок может уважать другого? Когда его понимает. Чему надо учить?

  1. Понимать самого себя: желания, эмоции, переживания.
  2. Понимать других. Уже трёхлетнему задаём вопросы, почему что-то происходит. Почему мальчик плачет? Малыш ведь в собственном опыте ищет ответ. Опыт не всегда есть. Надо подсказать. В 3-6 лет ребёнок учится понимать других людей.
  3. Разбираться с конфликтами. Уметь дружить = уметь решать конфликты. Как сделать так, чтобы из конфликта дети вышли через сотрудничество, а не конфронтацию.

Да, было: поссорились, разошлись, но теперь будем дружить ещё крепче. В детских «разборках» необходима взрослая помощь, дети не всегда умеют быстро помириться. Я всегда держала на такой случай маленькие шоколадки для скрашивания огорчения. Кроме того взрослые могут помочь созданием некоторых правил, снимающих ненужные конфликтные ситуации

Шалва Амонашвили в незаслуженно забытой книге «Здравствуйте, дети» рассказывает, как мирили шестилеток в его классе. В примирении участвовали все ученики. Двух поссорившихся запихивали (натурально) в пустой класс с пожеланием пожать друг другу руку. Закрывали дверь и ждали. Через несколько минут дверь открывали, дети выходили. Все жали им руки и поздравляли с примирением. Помирились или нет на самом деле никто не спрашивал, считая конфликт исчерпанным. Как правило, он не возобновлялся.

  1. Делиться. Маленькие дети очень неохотно делятся своим добром. Начиная с 4-5 лет полегче. Помощь взрослого – объяснить: если мы дружим, то надо делиться.
  2. Уступать. Уступка далеко не всегда означает проигрыш, потерю. Уметь подстроиться под друга, под игровую ситуацию - тоже важно для дружбы.

Все перечисленные навыки не появляются ровно в три года. Они растут вместе с ребёнком в ситуациях совместных игр, дел, организуемых взрослыми. На расстоянии дружба не возникает.

Общность интересов и увлечений

Общие интересы у малышей возникают на общности информационного пространства: игры, мультиков, сказок, игрушек и так далее.  Вполне может оказаться, что ребёнок и его друг из разных информационных пространств. Представьте, ваш малыш не знает человека-паука, черепашек, принцесс бесконечных и прочего, составляющего это самое пространство. Есть 3 выхода.

  1. Придётся показать хотя бы что-то, если вы цените дружбу детей. На информации строится диалог, игра.
  2. Прекратить отношения и поискать другого друга.
  3. Создаём сами общее информационное поле, включающее нашего ребёнка и его друзей: общие игры, праздники, экскурсии, позволяющие дружбе развиваться дальше.

Как не помешать детской дружбе

Как вместо помощи не оказать медвежью услугу?  Когда в детской дружбе кризис, взрослому важно правильно повести себя.

  1. Не обесценить.

Стоит подчёркивать в разговорах: это здорово, что у тебя есть такой друг, вы так хорошо играете и прочее. Покажите ценность дружбы. Дети на взрослых ориентируются. Никогда не говорите: ну поругались, будет у тебя в жизни ещё много друзей (подруг). Опасная позиция, показывающая: вам дружба не важна, вы её не одобряете. Лучше сказать: я вижу, как ты переживаешь; давай подумаем, как исправить ситуацию. К счастью детская дружба ещё лёгкая: легко сдруживаются, легко раздруживаются.

  1. Помогать решать конфликты. Не пускать на самотёк.
  2. Не вмешиваться без необходимости.

Часто дети сами находят общий язык, договариваются, придумывают игры. Прежде, чем вмешаться, подумайте, а я там нужен со своим мнением, комментариями? Стоит деликатно относиться к детским отношениям.

Сколько друзей должно быть у детей? Часто возникающий у родителей вопрос. С возрастом у детей изменяется ситуация, появляются новые интересы. Круг общения расширяется. Одного друга уже не хватает. У друзей появляются собственные друзья. То есть исходим не из количества, а из того хватает ребёнку друзей или нет.

Комментарии  

0 # Shiawase 19.05.2017 16:46
Хороший материал, заставляет о многом задуматься. У моего сына сейчас как раз период активной наработки опыта в плане общения со сверстниками. Это особенно интересно наблюдать, потому что в детский сад мы не ходим. :oops:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Екатерина 21.05.2017 09:05
Очень полезные советы! Я вот никогда не буду запрещать своему ребенку с кем-то дружить. Я считаю, что он сам должен определять, с кем дружить стоит, а с кем нет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда 25.05.2017 01:08
я согласна - детям надо уметь дать свободу выбора для выбора друзей и возможность дружить)!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий