Желание в будущем увидеть свое чадо успешным состоятельным человеком - вполне естественное для любых родителей. Исследования психологов и жизненный опыт подсказывают, что наибольших высот достигают люди, умеющие строить грамотные уважительные взаимоотношения с деньгами.
Но все ли отдают себе отчет в важности роли семьи в обучении ребенка правильному обращению с финансами?
Интенсивное развитие рыночной экономики способствует тому, что еще в дошкольном возрасте малыш начинает осознавать значимость этих небольших бумажек в достижении каких-либо целей. Именно с этого момента необходимо начинать беседы с ребенком и в доступной его пониманию форме объяснять, что такое семейный бюджет, откуда появляются деньги.
Обучение детей взаимодействию с деньгами.
Не часто родители учат детей обращению с деньгами целенаправленно. Тогда даже умные дети попадают в разные истории.
К психологу обратилась мамочка с проблемой: дочка (ученица третьего класса) ворует деньги. В семье всегда имелась некоторая сумма денег. Их никто не прятал. Родители брали эти деньги. Дочь решила, что она тоже как член семьи может так поступить: взяла деньги, купила, что хотела. Она не ожидала бурной реакции родителей и очень расстроилась. Девочка не считала, что украла деньги. Конфликта могло и не быть, если бы ребёнку объяснили назначение денег, правила их использования.
Пример родителей.
Лучшим уроком по экономике для малыша является пример родителей. Наблюдая за постоянными импульсивными покупками старших, ребенок и для себя примет такую же модель поведения. Поэтому, отправляясь в магазин, вместе рассчитайте необходимую вам сумму, составьте список покупок. В супермаркете, изучая ассортимент прилавков, объясняйте малышу, почему останавливаете свой выбор на том или ином продукте. Выделив сыну или дочке определенную сумму на вкусности, объясните, что можно потратить все сразу на вот эту шоколадку или купить батончик немного дешевле, а на сэкономленные деньги приобрести, к примеру, раскраску.
Дети с нарушениями развития и деньги.
Важно учить адекватному поведению детей с нарушениями развития. Как-то мне пришлось наблюдать работу по адаптации в социуме не говорящего ребёнка-аутиста пяти лет. Посещение рынка поставили первым пунктом. Решили посмотреть, как ребёнок будет вести себя. Пока покупали овощи, девочка интереса к покупкам не проявляла. В кондитерском отделе, она рванулась к ящикам открытой витрины и стала хватать конфеты. Мать конфеты забрала и положила обратно, не обращая внимания на громкий рёв. Потом подвела девочку к продавщице и сказала: «тётя мне…» и показала на конфеты, положенные обратно. Две конфеты были взвешены и переданы ребёнку. Обращая внимание девочки на деньги, мать расплатилась с хозяйкой магазинчика.
Через некоторое время ребёнок самостоятельно жестами и простыми словами привлекал внимание продавца, на пальчиках показывал, сколько конфет ей взвесить. Сейчас девочке 12 лет. Она вместе с матерью составляет список продуктов, отмечая вес, находит их в магазине, считает на калькуляторе деньги и расплачивается. Зная, как боятся аутисты всего в окружающем мире, научить такого ребенка работать с деньгами, делать покупки – долгая и трудная работа.
Карманные деньги.
Карманные деньги – отличная возможность научить ребенка соотносить свои желания с доходами. Конечно, если вы будете давать наследнику сумму, эквивалентную стоимости школьного обеда, то у него не останется выбора. Но стоит лишь немного увеличить её - и у маленького финансиста появится возможность планировать и контролировать свой собственный бюджет: потратить ли оставшиеся деньги на жвачку и конфеты или откладывать для более серьезных приобретений.
Неплохо будет, если карманные деньги будут выдаваться ребенку один раз в неделю строго в определенный день. Это научит его правильно распределять средства (ведь можно потратить все сразу и остаться без финансов до следующей "зарплаты", а можно разделить равномерно на весь период). Контроль (в виде отчёта о тратах) должен быть, но разумный. Не надзирать за каждой копейкой, а учить планировать расходы, вести книгу расходов. Моя мама называла её «гроссбух» и всегда следила, чтобы записи велись аккуратно.
Собственный заработок.
Собственный заработок – это для подростков. Многие дети летом подрабатывают. Это их деньги. Дети, конечно, могут отдать их родителям, но добровольно. Мои дети гордились, что в семейном бюджете есть их доля.
Копилка.
Заведите копилку. Объясните малышу, что в семейном бюджете есть первостепенные статьи расходов, без которых обойтись никак нельзя. Нам ведь необходимо кушать, одеваться, платить за свет и газ, за обучение. Но вот есть определенные траты, которые можно несколько уменьшить (развлечения, сладости). Если некоторое время складывать сэкономленную сумму, то в итоге соберется достаточное количество средств, чтобы отдохнуть на море или купить новый велосипед. Мотивация - главный момент при откладывании денег в копилку. Поверьте, радости и гордости карапуза не будет границ, когда он выедет во двор на роликах, приобретенных на собственные деньги.
Обучение ребенка правильному отношению к деньгам не должно быть навязчивым. Он должен усвоить, что это очень важный ресурс, позволяющий удовлетворять наши потребности и воплощать наши мечты. Однако, накопление капитала не должно становиться смыслом жизни, влиять на самооценку чада.
Комментарии
конечно, если ребенок ворует из дома деньгми, с этим нужно разобраться, поговорить.
когда моя старшая дочь училась в начальной школе, у нас был такой случай дома - стали пропадать деньги. Потом выяснили, что Таня их брала и отдавала девочке из класса, которая требовала и угрожала. Мы вовремя узнали, поговорили с дочкой , я сходила в школу, рассказала учителю, поговорила с той девочкой. она была из неблагополучной семьи.
Вопрос серьёзный, его нельзя пускать на самотёк.