Большинство детей даже с небольшими нарушениями развития или педагогической запущенностью к 7-8 годам приобретают сформировавшийся комплекс неудачника.
Это неблагоприятный набор личностных особенностей. В основе их лежит чаще всего неуверенность в себе, провоцирующая страх неудачи или неадекватную реакцию на неуспех. Сейчас в связи с инклюзивным обучением неадекватные реакции особенно актуальны.
Как научить дошкольника или младшего школьника спокойно воспринимать неудачу, побороть в себе комплекс неудачника? Надо изменить его отношение к неуспеху. Без активной помощи родителя и/или педагога дело невозможное.
Наиболее эффективным методом изменения эмоциональных проявлений у таких школьников (особенно с педагогической запущенностью) является следующая схема формирования адекватных реакций на неуспех. Применяется на всех видах заданий или занятий. Работа не простая и может оказаться долгой. Но результат того стоит
Схема преодоления комплекса неудачника
В предложенной последовательности этапов ничего изменять не рекомендуется. На следующую ступеньку подниматься только в случае максимальной отработки предыдущей. Видите нормальную реакцию, желание заниматься? Пришло время подниматься на следующую ступеньку.
1. Создаём ситуацию искусственного успеха: сдержанно хвалим ученика независимо от его действий и реагирования.
2. Проводим обучение конкретной операции (к примеру, вызубриваем до автоматизма таблицу умножения) в ситуации успешности. Взрослый подчеркивает достижения, а недостатки игнорирует.
3. Педагог (родитель) обращает внимание на недостатки в выполнении задания, но не порицает, а хвалит ученика за старание и упорство.
4. Педагог (родитель) обращает внимание на недостатки и ошибки в работе. При этом взрослый не хвалит и не порицает ученика, то есть лишает его ощущения успешности.
Это как бы водораздел для преодоления комплекса неудачника. Принял ученик спокойно сообщение о недостатках и ошибках, проявил желание из исправлять? Идём дальше. Реагирует бурно? Возвращаемся назад.
5. Совместный поиск средств для создания успеха, то есть исправления ошибок.
6. Самостоятельное исправление ошибок школьником, как средство для получения успеха.
7. Искусственное создание неуспеха. Ребёнку предлагается самостоятельно найти выход.
8. Введение оценки деятельности по типу школьной.
9. Лишение положительной оценки без получения отрицательной.
10. Выполнение задания с обсуждением качества его выполнения и, в случае необходимости, переоценка результатов.
Для эффективного продвижения ученика в обучении комплекс неудачника просто необходимо преодолеть ещё в начальной школе. Сайт Нестандартные дети желает успехов.
Комментарии
Хочу добавить. Если ребенок чувствует любовь со стороны родителей и одобрение, неудачи воспринимаются более правильно, как определенный опыт.
И еще нужно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему причинно-следственные связи того или иного события.