Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

МечтаЧтобы активизировать ленивый мозг обязательно надо проработать тему «воображение». Исследования показывают, что только тогда человек может воспринимать информацию в полном объёме, когда работает правое полушарие, то есть ассоциативное мышление. Это значит воспринимать образы.

Что такое образы? Любое слово, которое мы знаем и понимаем, в памяти хранится в виде эйдоса – образа. Если информация знакомая, у нас сразу идёт образ. К примеру, слышим знакомые слова лес, море и сразу видим их образы. Работают оба полушария.

А что делаем с новой информацией? Сразу старается засунуть её в левое полушарие: вызубрить, повторить много раз…. Это изначально неправильная позиция, поэтому воображение стоит развивать.

Виды воображения.

  1. Творческое – вы создаёте что-то необычное, новое. Очень полезны для развития ленивого мозга любые творческие занятия: рисование, игра на музыкальных инструментах или даже просто слушание музыки, придумывание с детьми сказок (сами помечтать можем). Всё это подталкивает наш мозг сделать что-либо не так, как он привык. Мы уходим от шаблонного мышления. 
  2. Воссоздающее – когда вы просто вспоминаете и рисуете в уме картинки из опыта.
  3. Управляемое – когда вы задаёте конкретную задачу. Например, найти как можно больше ассоциаций к розетке (глаза инопланетянина, подводная лодка, снеговик, ваза и прочее). В детском варианте – как можно этим поиграть. Задавайте себе почаще такие задания.

Мозг управляемый. Надо только при запоминании правильно давать команду. Если правильно давать установки, можно получать совсем другие результаты, нежели без них. Большинство же людей вообще никакую команду мозгу не дают. Например, вы собрались читать, открыли книжку. Даёте вы себе какую-то команду? Нет, чаще всего. Самая главная цель чтения – на понимание. Нет смысла просто читать механически текст. А получается, что читаем.

Возможные цели для ленивого мозга при чтении.

  1. А может быть вам требуется искать ответ на определённый вопрос. Если этот вопрос в начале не зададите, то потратите много лишнего времени. Сначала даёте команду: вопрос такой-то. И начинаете искать.
  2. Понять, что хотел сказать автор: я увижу, представлю, пойму, о чём идёт речь.
  3. Либо вам нужно составить план текста – также частая цель.

И так далее. Работая регулярно в этом направлении, получим неплохой результат в понимании текстов. Но сами не делаем, и детей не учим.

Ленивый мозг и мышление.

Самое главное – подключаем наше мышление, анализ. Если мы хотим, чтобы наш мозг хорошо воспринимал информацию и эффективно использовал её по максимуму, то лучше всего сперва дать команду правому полушарию на использование ассоциативного, образного мышления, и только потом на закрепление использовать абстрактно-логическое мышление.

Например, спросим у шестилетки: что такое нитроглицерин. 99,9 % ответят «не знаю» (новая информация). Обратимся к правому полушарию: а ты попробуй представить, что это может быть. Большинство опрошенных детей дают ответ: таблетки, лекарство. Они построили новый образ. Закрепим его в левом полушарии: да, ты прав – это таблетки, которые кладут под язык при болях в сердце.

Примерно так работал мозг наших предков-неандертальцев. Знаете ли вы, что мозг человека постоянно уменьшается? Наш ленивый мозг на 300 г меньше, чем у неандертальца. Почему это происходит?

У древних предков не было готовых образов. Им никто их не давал, как в современной школе. Предку самому приходилось познавать: что это, как это. Познавался мир в комплексе ощущений: на глаз, зубок, запах и т. д. Шло не только познание, но делался вывод определённый.

Почему у современного человечества проблемы работы мозга? Оно идёт по пути наименьшего сопротивления. Например, зачем мне что-то запоминать, когда у меня есть интернет? Ну, можно записать на бумаге. Кстати записать на бумаге – это не всегда лучшая стратегия. Есть такое правило: записал, значит, выбросил из памяти. На сколько информативно содержание записных книжек?

Можно использовать письменные техники, но только использовать их чуть по-другому. А как же планирование, скажете вы. Планирование планированию – рознь. У многих планирование остаётся на уровне мечтаний и желаний. Ещё раз – нужно обязательно включить анализ: плюсы, минусы, риски просчитать. Только когда идёт анализ (мышление), мы получаем результат в виде запоминания.

Полезно шахматами заниматься для развития ленивого мозга? На самом деле именно для развития мозга неполезно. Для тренировки и развития памяти шахматы полезны. Там жёсткие комбинации: нужно знать, если противник пойдёт вот так, надо идти так. Нужно помнить множество вариантов ходов. Но это всё относится к долговременной памяти. Если человек регулярно профессионально занимается шахматами, у него эти знания дошли до автоматизма, мозг отключается.

Аналогично с кроссвордами. Профессиональные кроссвордисты понимают, что в любом кроссворде такие же вопросы, но в другой комбинации.

Таким образом, любые действия, не заставляющие сделать что-то по-новому, для развития ленивого мозга не полезны. Потому что смысл развития мозга в следующем. По данным нейробиологов у человека примерно 86 миллионов нейронов. Столько их дано от рождения, число не увеличивается. С возрастом нейроны погибают и не восстанавливаются. Но мозг развивается не от количества нейронов, а от количества нейронных связей. Один нейрон может создать до 10 тысяч контактов с другими нейронами. Можете представить мощность нашего мозга? Ни один современный компьютер даже и близко не приблизится к возможностям мозга. Появляются нейронные сети. Именно они обеспечивают активность мозга, проще говоря, наш ум.

Мозг пластичен и есть заменяемость. Если нарушены нейронные сети при травмах, инсультах, он начинает плести новые нейронные сети, берущие на себя функции утерянных.

Итог активизации ленивого мозга

  1. И четвёртое – воображение. Творчество обязательно. Например, музыкой полезно заниматься? На начальном уровне, когда вы только долбите по клавишам, мозг не работает, но нарабатывается механика, развивается двигательная память. Потом, когда вы уже не думаете, какую ноту каким пальцем воспроизвести, происходит переключение. Вы начинаете музыку чувствовать, анализировать, жить в ней, придумывать, сочинять что-то своё. Это самые лучшие моменты для мозга.
  2. Нельзя просто только развивать память, надо работать с вниманием. У людей больше проблем не столько с памятью, сколько с вниманием. Подходим комплексно. Это второе.
  3. Необязательно всё запоминать, но память тренировать нужно, это основная функция нашего мозга. И развивать её надо больше через синестезию – запоминание сразу несколькими анализаторами (со-ощущения), а потом уже закреплять. Мы сначала воспринимаем через правое полушарие, а потом закрепляем через левое. Это первое.
  4. Третье, что нужно сделать. Подключать мышление.
  5. Активизируя ленивый мозг, надо обязательно работать со стрессом. Стресс часто разрушает нейронные связи нашего мозга. У взрослых он может привести даже к инсульту. Выход: правильное чередование режима «работа-отдых», качественный сон. Не отдыхая, мы будем постоянно испытывать негативные эмоции. Идёт постоянная выработка гормонов стресса.

Таким образом, ленивый мозг активизируется к развитию только в результате комплексного подхода, работы обоих полушарий.

Комментарии  

0 # Светлана Локтыш 10.10.2016 13:12
Для меня записал - это непросто выбросил из памяти. Это - разгрузил мозг. В наше время слишком много информации вокруг нас, не всегда нужной. Если все держать в памяти... Нейронных связей бестолковая информация прибавит ли? Неандерталец держал в мозгу информации гораздо меньше, потому ему записные книжки были ни к чему. Просто она была качественней.
И современному человеку надо бы учиться больше созерцать, бывать на природе, воспринимать ту информацию, которая не требует записи в книжке, но активизирует мозг, в т.ч. и воображение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий