Иногда про ученика говорят: "Прослушал на уроке учителя, и дома учить не надо". Такую способность относят на счёт памяти. Память играет свою роль. Но главное здесь воображение.
Дети с развитым воображением имеют преимущество. Они не просто слушают учителя, а проживают всё, о чём он рассказывает. Включается не только память, но и вся личность ученика. Воображение позволяет легко воспроизвести услышанное.
С приёмами воображения мы встречаемся с детства.
Приёмы воображения
- Уменьшение. В сказках применяется у многих народов: жихарка, дюймовочка, мальчик-с-пальчик.
- Преувеличение (гипербола): великан выше леса.
- Комбинирование (творческий синтез): русалка (девушка + рыбий хвост), кентавр.
- Акцентирование: в дружеских шаржах (огромный язык у болтуна).
Как развить воображение?
Но более важно как в простом домашнем общении развивать у ребёнка воображение. Опишем несколько приёмов. Если они понравятся и пойдут, это будет здорово.
Придумывание нового конца сказке
Первый приём – придумываем сказке другое окончание. Поначалу берём сказку, как более близкий дошколятам и младшим школьникам жанр. Но придумывать другое окончание можно и рассказу. Приём эффективный.
Возьмём всем известный «Колобок». Вариантов концовок может быть столько, насколько у вас хватит фантазии. Можно одной и той же сказке придумывать новое окончание бесконечно. Надо пробовать. Сперва трудновато, поэтому не только малыша спрашивайте, но и свои варианты предлагайте. Если вашему ребёнку понравится, это будет неиссякаемый источник для развития воображения. Да и сами вспомните, как это мыслить не стереотипно.
Дорисовывание
Второй приём – это дорисовывание. Для начала возьмите круг. Или несколько кругов.
Инструкция. Вот я нарисовала кружок. Надо превратить его в кого-то или во что-то.
Если ребёнок мал или не любит рисовать, работайте рядом. У него на листе кружок, и у вас лист с кружком.
- Что бывает круглым? Стереотипный ответ: солнышко. Что надо дорисовать, чтобы было понятно, что это солнышко. Лучики.
- А что ещё кругленькое? Яблоко. Что надо дорисовать, чтобы было понятно, что это яблоко? Хвостик с листиком.
Так учите. Когда малыш приобретёт уверенность, пусть дорисует без вашей помощи. А потом расскажет, что там у него.
Ребёнку постарше предложите лист бумаги с несколькими кружками (начинаем с трёх). Пусть он дорисует их самостоятельно. Поначалу это будут просто предметные картинки: солнышко, таблетка, тарелка. Для ребёнка это нормально.
Но наша задача идти от предмета к сюжету. Например, у нас три кружка. Из одного получилось солнышко. Что под ним? Цветок, грибок или ёжик бегает. Предметы объединились в простенький сюжет. Это хорошо.
Ещё лучше, когда ребёнок объединяет эти кружки в один предмет. Соединим ниткой и получим бусы. Нарисуем веточку, соединим линиями с кружками, получатся три вишенки на ветке. Обведём квадратом, будет стол с тарелками. Овалом – лицо (два глаза и рот). И так далее.
Постепенно кружочки добавляйте. Десять кружков дорисуем, что получится? Звёзды на небе, воздушные шары дети отпустили в небо, букет цветов, мыльные пузыри, рыбки в аквариуме и много ещё чего.
Кружки заменим на квадраты, треугольники и повторим процесс.
Повторюсь. Если ребёнок дорисовывает фигуру до предмета, это уже здорово. Поэтому хвалите. Все придёт со временем и тренировкой.
Иногда ребёнок рисует фантастические предметы: треугольный телевизор. Вопрос: а бывают ли треугольные телевизоры? Ответ: там другой не поместится.
Это тоже приемлемо. Мир-то у нас воображаемый, так почему не может быть треугольного телевизора?
Представлялки
Третий приём называется «Представь»
- Представь, что ты…
- Представь, что здесь…
Представь, что ты лисичка. Ребёнок должен показать все лисьи ухватки: как она бегает, хвостиком машет, сладким голоском говорит.
Представлять можно не только одушевлённые, но и неодушевлённые предметы. Представь, что ты самовар, дерево на ветру, растущий цветок. У воображения нет пределов. Этюды очень весело разыгрывать.
Надоело представлять, что ты?.. Давай представим, что здесь... Представим, что мы на подводной лодке. Что видим в иллюминатор?
На что похоже
Четвёртый прием. На что похожи в природе облака, лужа, выкопанная на даче чудаковатая морковка, клякса краски. Мои дети любили игру с капельками воска.
Потребуются широкая ёмкость с водой (подойдёт небольшой и неглубокий противень) и восковая или парафиновая свечка. В ёмкость налить холодной воды. Зажигаем свечку и капаем расплавленным воском на воду. Воск остывает быстро, образуя разные фигурки.
Воск потом легко собрать, растопить и выливать на воду уже не каплями, а струйкой. Остывший воск образует иногда целые картины, подобно морозу на окне.
И так играйте как можно чаще. Наблюдайте, идёт или не идёт игра у вашего малыша. Не нравится, отложите. Но ненадолго. Ведь то, что не нравится сегодня, вполне может привлечь завтра.
Комментарии