Если в первом тесте ребенок при выполнении задания идет от живого восприятия к представлению, то здесь он движется в обратном направлении.
Тест на наблюдательность
Рисуем человека
Следует учитывать, что человек — это объект, который воспринимается, можно сказать, постоянно и буквально с первых дней жизни. Насколько структура, составные части этого объекта отразились в долговременной памяти ребенка? В его сознании? Воспроизведение имеющихся представлений и выступает здесь как проявление наблюдательности, приметливости.
Вы, наверное, уже догадались: оценка в этом тесте наблюдательности выставляется не за художественные качества рисунка, а за степень полноты и логику в изображении отдельных частей человеческого тела и их соотношений, деталей одежды, различных аксессуаров.
Оценка выполнения теста
Для оценивания используется специальная таблица. Она представляет собой перечень требований, которым должно отвечать изображение. За соответствие каждому пункту (независимо от того, обозначен он цифрой или цифрой с буквой) насчитывается один балл. Максимально возможная оценка — 45 баллов.
Приводим упомянутые требования:
1) есть голова;
2) есть ноги;
3) есть руки;
4а) есть туловище;
4б) высота туловища больше ширины;
4в) обозначены плечи;
5а) как ноги, так и руки соединены с туловищем;
5б) ноги и руки соединены с туловищем в разных местах туловища;
6а) есть шея;
6б) контуры шеи переходят в контуры головы, туловища или обеих этих частей достаточно плавно;
7а) есть глаза;
7б) есть нос;
7в) есть рот;
7г) как рот, так и нос показаны в двух измерениях; показаны также обе губы;
7д) очерчены ноздри;
8а) показаны волосы;
8б) волосы выходят за контуры головы и не являются "прозрачными"; способ изображения волос сложнее, чем каракули;
9а) есть одежда;
9б) два предмета одежды (например, шляпа и брюки или платье) — "непрозрачные";
9в) весь рисунок не имеет элементов прозрачности при условии, что указаны оба рукава, а также брюки;
9г) всего показано не менее четырех предметов одежды;
9д) костюм изображен полностью и без каких-либо неадекватностей;
10а) показаны пальцы рук;
10б) правильное количество пальцев;
10в) пальцы рук изображены в двух измерениях; при этом длина больше ширины, а угол между ними не превышает 180;
10г) большой палец показан в противопоставлении другим;
10д) кисть показана как отдельная часть руки;
11а) показан сустав руки — локоть, плечо или оба сустава;
11б) показан сустав ноги — колено, бедро или оба сустава;
12а) голова имеет правильные пропорции;
12б) руки изображены пропорционально;
12в) ноги изображены пропорционально;
12г) стопы изображены пропорционально;
12д) как руки, так и ноги показаны в двух измерениях;
13) показана пятка;
14а) все линии проведены четко и твердо;
14б) все линии имеют аккуратные соединения;
14в) голова очерчена без непроизвольных колебаний, ее форма не совпадает с простым кругом или эллипсом;
14г) то же — относительно шеи;
14д) руки и ноги без грубых неправильностей, в частности без сужения в направлении соединения с туловищем;
14) черты лица симметричные, пропорциональные во всех отношениях; глаза, нос и рот показаны в двух измерениях. Если нос показан в виде двух точек, последние должны быть размещены надо ртом на одинаковом расстоянии от его краев;
15а) есть уши;
15б) уши размещены правильно и имеют пропорциональную форму;
16а) глаза показаны в деталях; есть брови и ресницы либо и то, и другое вместе;
16б)направленность взгляда; лицо показано в профиль или в перспективе, либо, если использована обычная миндалеобразная форма, зрачок находится впереди, а не в центре;
17а) есть щеки и лоб;
17б) при изображении в профиль показана проекция щеки;
18а) в изображении профиля не более одной ошибки;
18б) профиль без единой ошибки.
Показатели теста в готовности к школе
Данный тест обладает значительной прогностической силой. Если при поступлении в школу ребенок получает достаточно высокую оценку — 30 баллов и выше, это может служить прогнозом его будущих успехов в учебе. И наоборот, низкая оценка (начиная с 15 баллов и ниже) — сигнал о том, что с этим учеником надо будет проводить систематическую индивидуальную работу. Для иллюстрации двух крайних случаев на рисунке в начале статьи приводим соответствующие рисунки, выполненные семилетними детьми при вступлении в школу. За один было начислено 36 баллов, за другой — только 12.
Комментарии