Конспект индивидуального логопедического занятия «Страна звуков»
ТЕМА: «ЗВУК [Ы]»
Цель: знакомство со звуком [ы].
Образовательные задачи:
- познакомить с артикуляцией звука [ы];
- уточнить правильное произношение изолированного звука [ы], в слогах и словах;
- формировать умение выделять звук [ы] из ряда других гласных звуков;
- упражнять в воспроизведении цепочки из трех прямых слогов из одинаковых согласных и гласных звуков с изменением пауз между ними;
- упражнять в образование именительного падежа множественного числа существительных;
- познакомить с буквой [ы];
- расширять словарный запас.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать понимание фонематических процессов;
- развивать речевое дыхание;
- развивать темпо - ритмическую сторону речи;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей.
Оборудование: зеркало, предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Игровые упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
Послушай один раз и выполни движения:
Прикрой ладонями глаза.
Прикрой ладонями уши.
Подними правое плечо.
Подними левую руку.
Левой ладонью прикрой правый глаз.
Правой ладонью прикрой левое ухо.
- Введение в тему
Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ы].
- Основная часть
Возьмите зеркала и произнесите звук [ы].[1]
Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).
Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:
— губки не напряжены;
— зубки разомкнуты;
— язычок отодвинут глубоко в ротик;
— горлышко «работает».
Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха) и обозначением: красный кружок.
[1] Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015
Игра «Звуковые кнопочки»
Соединяем все пальчики по очереди с большим пальчиком на двух руках одновременно и произносим кратко звук [ы].
Нажимаем ладошками на колени и длительно произносим звук [ы].
Игра «Хлопни, когда услышишь звук [Ы]»
Я буду называть звуки, а вы хлопните, когда услышите звук [ы].
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...
Игра «Гимнастика со звуком [ы]»
- Стоим. Ноги на ширине плеч. Руки соединены и вытянуты вперед. Вдох носом, а на выдохе пойте звук [ы] и резко разводите руки в стороны.
- Стоим. Руки согнуть в локтях и поставить на пояс. Выдыхая, произносим “пых-пых-пых”, двигая локтями вперед. Занимая исходное положение, ребенок делает непроизвольно вдох.
Игра «Слушай внимательно, повторяй старательно»
Чётко произносить слоги:
ны - ны - ны мы - мы - мы ын - ын - ын ым - ым - ым
пы - пы - пы бы - бы - бы ып - ып - ып ыб - ыб – ыб
ты - ты - ты ды - ды - ды ыт - ыт - ыт ыд - ыт - ыд
фы - фы - фы вы - вы - вы ыф - ыф - ыф ыв- ыв- ыв
гы - гы - гы кы - кы - кы ыг - ыг - ыг ык - ык - ык
Игра «Будь внимателен».
Обведи только те картинки, в названии которых есть звук [ы].
Игра «Один — много» (образование именительного падежа множественного числа существительных.)
У вас картинки с изображением одного предмета. Подберите картинки, где нарисовано несколько таких предметов. Назовите картинки парами.
Иллюстративный материал: кот — коты, дуб — дубы, кит — киты, банан — бананы, ягода — ягоды, вагон — вагоны.
кот |
коты |
дуб |
дубы |
кит |
киты |