Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Пословицу называют по-разному. Она и народная мудрость, и свод жизненных правил, и историческая память народа, и показатель ума.

В психологии они применяются в тестах на логическое мышление и т. д.

Просматривая учебники начальной школы,  встретим некоторые виды работ с пословицами. Чаще всего это лексико-грамматические задания. Работа эпизодическая, не затрагивающая содержания. Между тем понимание пословиц – признак хорошего владения языком.

Смысл пословиц

Нас будет интересовать пословица как самый маленький текст. В нём только одна мысль, равная тексту. Текст пословицы лаконичен. Минимум информации, но как трудно бывает её понять.

В процессе одного эксперимента ученикам предложили сгруппировать пословицы по смыслу. Участники: третий, шестой и девятый классы. В итоге оказалось совсем немного ребят, выполнивших задание правильно. Остальные ориентировались на общие слова и/или похожее устройство предложения. Не справились даже девятиклассники. А почему?

Фактический и переносный смысл

Пословица имеет «два донца»:

  1. конкретный смысл
  2. и скрытый, переносный.

Причём переносный смысл спрятан за конкретно-образным.

Оказалось, что дети не понимают часто ни того, ни другого. Самая частая причина: ограниченный, близкий к бытовому, словарный запас. Это касалось не только устаревших слов типа «разуметь», «золотник», но и вполне себе современного лексикона.

Школьники, показавшие понимание пословиц, легко анализировали любой текст, иногда выражая его смысл лаконично – пословицей.

Приёмы понимания мини-текстов

Поэтому пониманию мини-текстов можно и нужно учить. В эксперименте детей учили

  1. формулировать и конкретный, и переносный смысл, разделять их;
  2. тренировали умение выражать текст пословицы разными способами.

Выявление смысла мини-текста

1 этап: учимся «щёлкать орешки»

Третьеклассникам объясняли, что пословица похожа на орешек. У орешка есть скорлупа и ядрышко, у мини-текста тоже. Их задача – объяснить «скорлупу» (конкретные факты) и «ядрышко» (скрытый, переносный смысл)

Психолог О. В. Соболева показывает, как это можно сделать на примере выражения «Пустая бочка громко гремит»

Для первоклассников применялись картинки, отражающие содержание переносного смысла. Младшие школьники не всегда имеют развитое воображение, поэтому опора на картинку оправдана.

2 этап: переводим смысл мини-текста на «свой язык»

Взрослые не всегда ясно представляют, что значит понять текст. А это значит перевести его на «свой язык», суметь перефразировать текст своими словами (без потери смысла). Этому умению, кстати, можно учить (не на пословицах, конечно, а на доступных текстах) уже старших дошкольников.

Вернёмся к мини-тексту. Как с ним ещё полезно работать?

Приёмы выражения смысла разными способами:

  1. соотнесение пословицы и расшифровок фактического и переносного смысла;
  2. выбор пословиц, передающих мысль наиболее точно;
  3. формулирование общего смысла для 2-3 мини-текстов с разной фактической информацией;

Задание 1

Сперва детям давалась модель мини-текста дети подбирали соответствующие пословицы. Например, модель: «Лучше что-то (кто-то) хорошее рядом (сейчас), чем очень хорошее далеко (несбыточно)»

Инструкция. Из представленных ниже пословиц выбрать подходящие по смыслу к модели.

  1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  2. Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.
  3. Лучше плотва в кадке, чем щука в озере.
  4. Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

Задание 2

Инструкция. Придумай свою пословицу по этой модели.

Пусть не всегда удачно получается, но опыт творчества бесценен.

Задание 3

Инструкция. Слева в столбике пословицы. Подобрать к ним сходные по смыслу фразы или другие пословицы справа и соединить линиями.

Задание 4

Инструкция. Части пословиц перепутаны. К первой части найди вторую и соедини их линией.

Этап 3: учим соотносить смысл пословицы со смыслами других текстов

Пословице сродни басни и притчи. Даже первоклассникам доступно понять, что басня тоже содержит «скорлупку» и «ядрышко»

Какие ещё задания можно предложить школьникам?

  1. озаглавь или закончи текст пословицей;
  2. расположи пословицы в соответствии с последовательностью мыслей в тексте;
  3. напиши сочинение (рассказ, сказку, пьесу) по пословице.

Приём составления пирамидки

Предложил его педагог Г. Л. Пермяков. Берём пословицу и расширяем её в последовательности: побасенка – басня – сказка. Получалось как в детской пирамидке: мысль – это стержень («ось»), а кольца – тексты. Все они имеют одинаковый смысл, но разный объём. Задача: научить детей видеть мысль независимо от формы текста.

Перечисленные виды работ не могут не оставить следа в речи и мышлении детей. 

Комментарии   
Андрей
0 #5 Андрей 11.11.2018 16:46
Пословицы со своими замысловатыми фразами не только полезны, чтобы узнать народные мудрости, они учат детей общению с людьми.
Цитировать
квезаль
0 #4 квезаль 11.11.2018 10:31
В школе не так и много их было. В универе хватало. Читать интересно, но вот не запоминаю.
Цитировать
Катерина
0 #3 Катерина 06.11.2018 18:02
Хорошая и мудрая это тема - о пословицах.
Хочется, чтобы в школьных программах она всегда присутствовала.
Цитировать
Андрей
0 #2 Андрей 06.11.2018 15:23
Я считаю, что пословицы просто необходимы для развития мозга, и речевого аппарата детей!
Цитировать
Ольга
0 #1 Ольга 31.10.2018 15:34
Когда дочка была маленькой, мы любили с ней играть в пословицы - она отгадывала их смысл и получала при этом явное удовольствие и пользу. Все-таки в них заключена народная мудрость, поэтому они имеют немалый воспитательный эффект.
Цитировать
Добавить комментарий