Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Периодически нам приходится составлять конспекты.

Если людям постарше припомнить, как их учили писать конспекты, то это было просто переписывание учебника в тетрадки. Однажды преподаватель философии в мои годы попробовал изменить систему. Он потребовал выделять мысли разными цветами и шрифтами, рисовать разные виды схем…. Его даже не поняли.

Конечно, и такие конспекты имеют право на существование – это кому как удобно. Но сегодня для детей удобнее сочетать право и левополушарные подходы.

Многие старшеклассники и студенты говорят «Нет!» тупому переписыванию! Ищут более эффективные методы конспектирования. Таков принцип современного студенчества.

Пример применения якорей в конспекте

Студентка описывает её вариант ментальной карты

(Печатаем как есть от её лица) Не знаю, распространенный ли это метод, я его создавала, опираясь на собственные нужды. Я, как человек с афантазией, не имею ни визуальной (зрительной), ни аудиальной (на слух) памяти. Основная цель моих конспектов – создать как можно больше якорей (зацепок) для запоминания. И раз с моими особенностями это помогает эффективному обучению, то и вам, скорее, тоже подойдет.

  1. Во время лекции.

Отложите все ручки и спрячьте ноутбук обратно в сумку. Конспектирование на лекциях — пустая трата времени. Мозг тратит свое внимание на моторику вместо полной отдачи содержимому. Я часто замечала, что если записываю слова профессора, то после лекции слабо помню материал.

Мой выбор — диктофон. Садитесь поближе, просите лектора оставить диктофон на его столе, чтобы запись звука была качественнее. А сами просто садитесь и вслушивайтесь в речь.
Признаюсь, мне совершенно не помогает прослушивание лекций в живом виде. Обычно я прошу записать мне на диктофон лекцию, скачиваю из интернета, если кто-то другой их уже записывал и выкладывал.

  1. Дома создаем черновик.

Это основная методика при подготовке к учебе или экзамену. Я прослушиваю внимательно лекцию, попутно ставлю на паузы, гуглю непонятную информацию или просто подробнее разбираю сложные вопросы. Попутно делаю черновой конспект, который выглядит полусхематически-полутекстово, написан крайне неаккуратно, как обычные пометки. Не переписывать все целиком, только ключевые фразы и слова! Потом он будет служить основой для основного конспекта.

Если нет записанной лекции, то принцип такой же. Единственное исключение — найдите надежный базовый источник. Это может быть чужой конспект или рекомендуемая преподавателем книга. Попутно можете обращаться к другой литературе и интернету.

  1. Дома превращаем всё в конспект.

Это ключевой этап для работы с нашей памятью. Если в предыдущих шагах мы разобрались с информацией, то теперь её надо превратить в удобный для нас вид.

Берем в руки черновой вариант, стопочку листов А4, фломастеры и начинаем творить.

Сначала выделяем небольшую тему, например, сравнение двух клеток или влияние крещения Руси. Перечитываем свои заметки, при необходимости обращаемся к учебнику или аудио, повторяем и их.

Теперь нужно максимально схематически изобразить все самое важное.

Это процесс творческий, необходимы умственные усилия, чтобы придумать, как нарисовать, не потеряв важные детали. Именно этот процесс сильнее всего влияет на запоминание информации.

В процессе рисования у нас активируются и другие функции мозга: он запоминает моторику, цвет, последовательность и мысли. Свет тоже играет немаловажную роль: я не могу вспомнить картинку визуально, но четко создаю ассоциации цвета и понятия. Моторика укрепляет их.

Обычно, обдумав и нарисовав схему, я уже помню данный материал. Для повторения достаточно бросить взгляд на картинку.

Совет для людей, воспринимающих информацию аудиально (на слух): можете попробовать зачитать всё на диктофон и скинуть на плеер. Слушайте, когда заняты домашней работой или едете куда-то.

  1. Повторение.

Здесь методика одна для всех — убираем свои конспекты и учебники, достаем друга или диктофон и рассказываем. Идеальный вариант – рассказывать человеку, который разбирается в теме. Он сразу исправит вас и не даст вашему мозгу запомнить ошибочную информацию.

Несколько повторений и всё. Готово.

Этот же метод я использую при подготовке к экзамену за день. Удивительно, но все эти действия реально выполнить за 24 часа, даже если вам необходимо разобрать целый предмет.

Вот несколько примеров моих конспектов.
Первый я нарисовала специально для вас, чтобы продемонстрировать насколько гибок этот метод для всех предметов. Остальные сделаны в течении последнего года при подготовке к экзаменам. Местами много текста, но он практически всегда выделен определенным цветом.

Это уже студенческое время.

Таких схем-конспектов можно нарисовать много по необходимости. Главное научиться делать это в достаточно раннем возрасте. Тогда к необходимому возрасту у школьника будет навык составления и обработки ментальных карт.  Успехов всем в новом учебном году.

Добавить комментарий