Вопрос актуальный для людей любого возраста, а для школьников особенно. Именно в это время у человека вырабатываются присущие именно ему приёмы умственной деятельности, в том числе и приёмы запоминания.
Чаще всего школьникам приходится работать с текстовым материалом. Поэтому запоминание текстов – наша тема.
Как лучше запомнить текст?
Что способствует эффективному запоминанию материала?
-
Расслабление.
Не секрет, что успешные школьники запоминают лучше. Этому способствует расслабленное состояние их тела. Не успешные дети постоянно «зажаты». Это сказывается на работе их памяти не лучшим образом. Поэтому надо обязательно следить за состоянием воротниковой зоны (шея, плечи, верхняя часть спины) ребёнка и учить его сознательно расслаблять своё тело.
-
Установка на конечный результат.
С первого класса учите малыша ставить цель: что он хочет получить в конце. Не говорите «я запомню». Установка звучит примерно так: я чётко представляю, что написано, и потом легко рассказываю.
-
Представление читаемого.
Почему полезно для запоминания научиться представлять читаемое? Представить – значит увидеть, услышать, почувствовать запах, вкус, какой на ощупь, как двигается. То есть применяются все виды памяти. Мы видим многоцветный образ. Запомнить текст с образами гораздо проще.
-
Закрепление.
Чтобы информация вспомнилась, её надо обязательно закрепить. Лучшее закрепление – повторение. Здесь полезно знать, как информация фиксируется в нашей памяти.
- Сперва она до 15 сек. удерживается в оперативной памяти.
- Кратковременная память – следующий этап. Здесь материал сохраняется от 15 мин до 5-7 суток, а чаще 3 дня.
- Долговременная память – от 2 часов до бесконечности. Если вы не хотите потерять информацию, её надо перевести в долговременную память. Как это сделать – вот вопрос. Нам поможет метод интервального повторения.
Метод интервального повторения.
Этот приём известен всем, занимавшимся быстрым чтением. Вы выучили материал. Для закрепления его надо повторить. Исходя из описанной выше работы памяти, повторить надо несколько раз, только не сразу, а через определённые промежутки времени
- 1 раз – через15-20 мин. Проверим – перешёл текст из оперативной памяти в кратковременную или нет.
- 2 раз – через 2 часа. Лучше выявить пробелы в материале сразу. Если не повторить текст в промежуток между 8 и 24 часами, то не запомнившийся материал вытесняется другой информацией.
- 3 раз – через 2 дня
- 4 раз – через 3 дня. Контролируем переход информации в долговременную память.
- 5 раз – через неделю. Тоже контроль: что сохранилось, а что нет. Сохранившееся легко вспомнится. Забывшееся надо выучить снова для перевода в долговременную память.
Если информация важная (готовитесь к экзаменам, учите иностранный язык) и её надо запомнить надолго, то повторять её надо через месяц, полгода, год. Особенно хорош метод для людей разного возраста, изучающих иностранные языки и не имеющих возможности практиковаться в языковой среде.
-
Вспоминание (воспроизведение).
На этом этапе часты проблемы. Учил вроде, а материал не вспоминается. Психологи, занимающиеся памятью, выделяют 2 типа вспоминания: узнавание и воспроизведение.
В современной системе обучения достаточно узнавания, так как контроль осуществляется с помощью тестовых методик. Когда за тебя уже варианты ответов сформулировали, остаётся только узнать правильный.
А задайте себе вопрос: сможете ли вы ответить на тот же вопрос, заданный без вариантов ответа? Далеко не все справятся с такой задачей. Поэтому надо тренировать не только узнавание, но и воспроизведение текста. Опять же способ простейший – пересказывайте. Желательно методом интервального повторения.
Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.
Комментарии