Умение отгадывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления малыша. Ранее речь уже шла об их значении в развитии такой операции мышления как сравнение. Но развивается также наблюдательность, умение анализировать текст и прочее.
Игры отгадывать загадки
Содержание
- Загадки-описания
- Схема анализа
- Игра Лучо Родиче Отгадайка
- Загадки со сравнениями и переносным смыслом
Всё это хорошо, -- скажет родитель и даже педагог. Но сперва надо как-то научить малыша отгадывать загадки. А как научить их отгадывать, к примеру, четырёхлетку, да и тех, кто постарше?
Вопрос правомерный. Действительно, как?
Загадки-описания
Первая группа загадок – самые простые описания вещей. Сперва это предметы ближайшего окружения.
Пример загадочного описания.
У этого него есть 4 ножки, квадратное сиденье и спинка. Назови предмет.
Для ребёнка постарше добавляются сведения: предмет может быть изготовлен из дерева, пластмассы, металла. По сути дела – это описательный рассказ. И по описанию малышу надо вычислить сам объект поиска.
Для ребят постарше есть любимые ими загадки-рифмовки:
У реки большая драка.
Эта драка из-за … (рака)
Иногда рифмовки с подвохом. в них по рифме идёт один ответ, а по содержанию другой.
Белым снегом всё одето —
Видно, наступила …
(зима/лето)
Кукарекает спросонок
Милый, добрый …
(поросёнок/петушок)
Часто дети живут в очень узком мирке, исключающем самые обычные вещи. Такие задания растягивают кругозор, активизируя наблюдательность.
Вторая группа – очень похожа на предыдущую. Но сведений о загаданной вещи намного меньше. Например,
Он растёт в воде.
Его любят везде.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова,
Ест его Вова.
Для отгадки необходим элементарный анализ, которому малыша полезно научить.
- Неизвестен предмет.
- Что мы про него знаем? Растёт в воде.
- Что растёт в воде? Трава, рыба.
- Что ещё знаем? Кашу варят из него.
- Рыба подойдёт? Нет.
- Ещё плов из него варят. Что нужно для плова? Рис.
- Рис растёт в воде? Да.
- Значит, неизвестный предмет -- рис!
Вот и найдена отгадка. Только надо учить ребёнка рассуждать и задавать вопросы. Этому может способствовать приведённая ниже игра.
Игра Лучо Родиче Отгадайка
Как утверждал сам автор, хорошие результаты от неё для
- интеллекта,
- накопления культурного багажа.
Правила игры.
Один игрок загадывает какой-то предмет. Остальные должны его угадать, задавая вопросы. Отвечать только «Да» или «Нет».
Чтобы интерес к игре не потерялся, ребятам надо показать, как правильно задавать вопросы. Читаем стих.
- Загадала я предмет.
- Это лейка?
- Нет.
- Не лейка?
- Нет.
- Это кошка?
- Нет.
- Может, кнопка?
- Нет.
- Значит, пробка?
- Нет.
- Не могу найти ответ.
Потом спрашиваем детей, почему предмет не угадали? Потому что неправильно задавали вопросы. Смысл вопросов: узнать о загаданном предмете максимум информации.
Показываем, как правильно задавать вопросы для отгадывания.
Пример.
Мальчик загадал слово «коза».
Вопросы – ответы:
- Предмет живой? Да.
- Это человек? Нет.
- Это животное? Да.
- Дикое животное? Нет.
- Домашнее животное? Да.
- Живет с человеком? Нет.
- Живёт в хлеву? Да.
- Даёт молоко? Да.
- Это корова? Нет.
- Это коза? Да.
Для ребят постарше и школьников правила игры постепенно усложняются:
- ограничиваем число задаваемых вопросов;
- усложняем загадываемые предметы.
Загадка про стул могла бы в этом ракурсе выглядеть так.
Играют мама и ребёнок. Ребёнок загадывает вещь. Условие: в первой игре предмет должен находиться в пределах видимости. Предположим, ребёнок загадал слово «стул». Мама задаёт вопросы:
- Предмет живой? Нет.
- Я его вижу? Да.
- Он деревянный? Да.
- У него четыре ножки? Да.
- На нём едят? Нет.
- На нём спят? Нет.
- На нём сидят? Да.
- Это кресло? Нет.
- Это стул? да
Потом мама и ребёнок меняются ролями. При появлении у ребёнка затруднений (а он будет затрудняться) с постановкой вопросов, надо помочь.
Загадки со сравнениями и переносным смыслом
Третья группа – загадки со сравнениями и переносным смыслом. Малышу сложно отгадать загадки такого свойства – знаний не хватит. Без взрослого тут не справиться!
Вот такой у нас диалог вышел с шестилетним гражданином по поводу загадки:
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
- О чём говорится в загадке? О скатерти.
- Дома у мамы есть скатерть? Да.
- Зачем она нужна? Стол накрывать.
- Скатерть очень большая, хватит на всю землю? Нет (смеётся).
- Так это настоящая скатерть всю землю накрыла? Нет.
- А что похожее на скатерть на земле лежит?
- Снег!
Самое главное в отгадывании загадки не то, насколько быстро она будет отгадана. Главное, что малыш искал отгадку, размышлял.
Учите дошколят отгадывать загадки. Сайт Нестандартные дети желает вам успехов!
Комментарии