Четвёртое свойство креативного мышления – разработанность. Как гибкость и беглость, разработанность мышления относится к первичным свойствам, поэтому её тоже можно развивать.
Она тоже будет впоследствии вносить свой вклад в уровень оригинальности.
Разработанность мышления характеризует продуманность способа действий и осмысленность полученного результата.
Основным стратегическим направлением развития разработанности мышления является обучение детей видеть причинно-следственные связи между явлениями. Выдвигать гипотезы о причинно-следственных связях и понимать, что это не догма, а лишь вариант объяснения, который можно опровергнуть другой гипотезой.
Упражнения на разработанность креативного потенциала
- Выстраивать причинно-следственных связей в фантастических и заданных взрослым условиях.
Из упражнений Ю. Гатанова.
Условие. Ты проснулся, и оказалось, что стал высотой с двухэтажный дом. Многими предметами ты не смог бы пользоваться. Чем бы ты заменил стакан (бочка), стул, домашнее животное, кровать. Нарисуй.Появляется необходимость построить разные причинно-следственные связи, исходя из одного единственного условия. Дивергентное мышление здесь является ключевым.
- Второй тип тренировки разработанности креативного мышления связан с поиском причин тех или иных событий. Пример. На картинке собака в зубах держит кошку, а с кошки почему-то капает вода.
Ребёнку задаётся ряд вопросов.
- Что сейчас происходит?
- Что было до этого?
- Что может произойти потом?
То есть предлагается построить гипотезы относительно происходящего. Что здесь хорошо? Из одной и той же картинки можно сочинить разные рассказы. Собачка спасает котёнка, или наоборот, собачка макнула его в соус и собирается съесть. И мало ли что ещё. Возможностей представляется много.
В этом и есть суть разработанности, когда человеку даётся алгоритм выстраивания причинно-следственных связей и предлагается оценить с разных сторон.
Развитие разработанности мышления в быту
Отойдём от бланковых технологий развития разработанности мышления. Это свойство креативности можно формировать в быту в беседах, играх (в том числе коллективных)
- Подойдут любые задания, в которых детям предлагается найти как можно больше связей между причиной и следствием. Вернее между двумя событиями, обозначенными как причина и следствие.
Мы называем причину и следствие, а что было между ними держим в секрете. Ребёнку надо построить как можно больше гипотез, что там могло быть.
Инструкция. Я знаю начало и конец истории. Попробуй догадаться, что происходило между ними.
Причина |
Следствие |
Из леса вышел лось |
Машина остановилась |
Папа открыл книгу |
Комната наполнилась дымом |
Дворник взял метлу |
Маму вызвали в школу |
Зазвенел будильник |
Человек побежал по улице |
Чем более разными по смыслу будут причина и следствие в этом задании, тем больше помимо разработанности мышления будет тренировать его гибкость, что тоже очень важно.
- Можно использовать в быту разнообразные игры, в которые с удовольствием играют дети. Например, игры, основанные на принципе «съедобно-не съедобно» (для малышей) или на принципе «да-нет» (для детей постарше).
Пример «да-нет» игра «Крокодил»
Несколько человек решили поиграть. Один из них становится водящим. Его удаляют из комнаты или отправляют в дальний угол, чтобы не слышал, о чём договаривается группа. Остальные загадывают слово и пишут на бумажке, чтобы потом можно было проверить. Загадано, скажем, слово КОМПОТ
Приглашается водящий. Он начинает задавать вопросы, чтобы слово угадать. Задаются только вопросы, предполагающие односложные ответы «да» или «нет». В психологии они называются «закрытые вопросы».
Водящий не может спросить: что вы загадали?
Он должен спрашивать конкретно: это транспорт?
Получает ответ: нет.
Природное явление? Нет.
Это то-то? Нет.
Это еда?
Получает ответ: да.
Ведущий начинает двигаться дальше.
Еда, которую едят на обед? Да.
Первое блюдо? Нет…
Двигаясь по отдельным этапам водящий получает возможность с разных сторон увидеть признаки одного и того же объекта. Обязательно их анализирует. Если он не будет выделять разные стороны объекта, он не сможет в этой игре добыть результат: узнать загаданное слово.
Игру можно немного модифицировать. Пусть водящим будет не один человек, а группа детей, чтобы они играли вместе. Это в определённой степени щадит чувства детей. Чтобы ответственность за «выиграл-не выиграл» лежала не на одном, а на целой группе. Это позволит избавиться от ощущения, что на меня все смотрят, и я сейчас буду хуже всех и не смогу справиться с заданием. Когда снимается давление, возможности проявления детской (и не только детской) креативности возрастают.
Подводя черту под тем, как развить отдельные свойства креативного потенциала, делаем вывод:
- надо развивать беглость, гибкость, разработанность, которые впоследствии окажут положительное влияние на
- развитие оригинальности мышления.
Но это не единственный путь, которым мы можем работать по развитию креативности.
Комментарии
И здорово, что креативность можно развивать!
Вот между "Дворник взял метлу" и "маму вызвали в школу" я столько возможных вариантов набросал, что Аркадий с Борисом (Стругацкие) отдыхают...