Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Четвёртое свойство креативного мышления – разработанность. Как гибкость и беглость, разработанность мышления относится к первичным свойствам, поэтому её тоже можно развивать.

Она тоже будет впоследствии вносить свой вклад в уровень оригинальности.

Разработанность мышления характеризует продуманность способа действий и осмысленность полученного результата.

Основным стратегическим направлением развития разработанности мышления является обучение детей видеть причинно-следственные связи между явлениями. Выдвигать гипотезы о причинно-следственных связях и понимать, что это не догма, а лишь вариант объяснения, который можно опровергнуть другой гипотезой.

Упражнения на разработанность креативного потенциала

  1. Выстраивать причинно-следственных связей в фантастических и заданных взрослым условиях.

Из упражнений Ю. Гатанова.

Условие. Ты проснулся, и оказалось, что стал высотой с двухэтажный дом. Многими предметами ты не смог бы пользоваться. Чем бы ты заменил стакан (бочка), стул, домашнее животное, кровать. Нарисуй.Появляется необходимость построить разные причинно-следственные связи, исходя из одного единственного условия. Дивергентное мышление здесь является ключевым.

  1. Второй тип тренировки разработанности креативного мышления связан с поиском причин тех или иных событий. Пример. На картинке собака в зубах держит кошку, а с кошки почему-то капает вода.

Ребёнку задаётся ряд вопросов.

  1. Что сейчас происходит.
  2. Что было до этого.
  3. Что может произойти потом.

То есть предлагается построить гипотезы относительно происходящего. Что здесь хорошо? Из одной и той же картинки можно сочинить разные рассказы. Собачка спасает котёнка, или наоборот, собачка макнула его в соус и собирается съесть. И мало ли что ещё. Возможностей представляется много.

 В этом и есть суть разработанности, когда человеку даётся алгоритм выстраивания причинно-следственных связей и предлагается оценить с разных сторон.

Развитие разработанности мышления в быту

Отойдём от бланковых технологий развития разработанности  мышления. Это свойство креативности можно формировать в быту в беседах, играх (в том числе коллективных)

  1. Подойдут любые задания, в которых детям предлагается найти как можно больше связей между причиной и следствием. Вернее между двумя событиями, обозначенными как причина и следствие.

Мы называем причину и следствие, а что было между ними держим в секрете. Ребёнку надо построить как можно больше гипотез, что там могло быть.

Инструкция. Я знаю начало и конец истории. Попробуй догадаться, что происходило между ними.

Причина

Следствие

Из леса вышел лось

Машина остановилась

Папа открыл книгу

Комната наполнилась дымом

<Дворник взял метлу

Маму вызвали в школу

Зазвенел будильник

Человек побежал по улице

Чем более разными по смыслу будут причина и следствие в этом задании, тем больше помимо разработанности мышления будет тренировать его гибкость, что тоже очень важно.

  1. Можно использовать в быту разнообразные игры, в которые с удовольствием играют дети. Например, игры, основанные на принципе «съедобно-не съедобно» (для малышей) или на принципе «да-нет» (для детей постарше).

Пример «да-нет» игра «Крокодил»

Несколько человек решили поиграть. Один из них становится водящим. Его удаляют из комнаты или отправляют в дальний угол, чтобы не слышал, о чём договаривается группа. Остальные загадывают слово и пишут на бумажке, чтобы потом можно было проверить. Загадано, скажем, слово КОМПОТ

Приглашается водящий. Он начинает задавать вопросы, чтобы слово угадать. Задаются только вопросы, предполагающие односложные ответы «да» или «нет». В психологии они называются «закрытые вопросы».

Водящий не может спросить: что вы загадали.

Он должен спрашивать конкретно: это транспорт?
Получает ответ: нет.
Природное явление? Нет.
Это то-то? Нет.
Это еда?
Получает ответ: да.
Ведущий начинает двигаться дальше.
Еда, которую едят на обед? Да.
Первое блюдо? Нет…

Двигаясь по отдельным этапам водящий получает возможность с разных сторон увидеть признаки одного и того же объекта. Обязательно их анализирует. Если он не будет выделять разные стороны объекта, он не сможет в этой игре добыть результат: узнать загаданное слово.

Игру можно немного модифицировать. Пусть водящим будет не один человек, а группа детей, чтобы они играли вместе. Это в определённой степени щадит чувства детей. Чтобы ответственность за «выиграл-не выиграл» лежала не на одном, а на целой группе. Это позволит избавиться от ощущения, что на меня все смотрят, и я сейчас буду хуже всех и не смогу справиться с заданием. Когда снимается давление, возможности проявления детской креативности возрастают.

Подводя черту под тем, как развить отдельные свойства креативного потенциала, делаем вывод:

  1. надо развивать беглость, гибкость, разработанность, которые впоследствии окажут положительное влияние на
  2. развитие оригинальности мышления.

Но это не единственный путь, которым мы можем работать по развитию креативности.

Комментарии   

Александр Каратаев
0 #2 Александр Каратаев 20.03.2019 08:04
Соглашусь со Светланой - взрослым тоже полезно...
Вот между "Дворник взял метлу" и "маму вызвали в школу" я столько возможных вариантов набросал, что Аркадий с Борисом (Стругацкие) отдыхают... :lol:
Цитировать
Светлана Локтыш
0 #1 Светлана Локтыш 18.03.2019 07:55
Интересные упражнения. Их, кстати, можно использовать и взрослым, когда разрабатывается творческое мышление. Усложнить чуток - и вперед.
И здорово, что креативность можно развивать!
Цитировать

Добавить комментарий