Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Развивать мышление – значит научить детей мыслительным операциям. Что такое мыслительные операции? Перечислим основные:

  1. сравнение (поиск сходства и различия),
  2. классификация,
  3. обобщение,
  4. анализ,
  5. синтез.

И для взрослого перечень как китайская грамота. Чаще всего развитие логический операций у школьников - прерогатива психолога. Умеем ли мы объяснить детям их содержание? Далеко не всегда этому учат в педагогических учебных заведениях.

Между тем есть отличный источник, где можно научиться исключительно доступно объяснять детям сложные понятия. Это книжка замечательного отечественного педагога К. Д. Ушинского «Первые уроки логики». Приведём несколько рассказов из неё. Надеемся, вам будет интересно почитать, и вы продолжите знакомство с первоисточником.

Что такое различие и сходство

Сын: - Я часто слышу слова: сходство и различие, но не совсем их понимаю.
Отец: - Вот два стула стоят рядом: как ты думаешь, похожи ли они один на другой?
Сын: - Я думаю, что похожи.
Отец: - И я думаю то же. Они имеют очень много сходных признаков: оба назначены для того, чтобы на них сидеть; оба сделаны из дерева; оба одинаковой величины и одинаковой формы; словом, эти стулья различаются только по месту: один стоит направо, а другой – налево. Вот почему мы можем сказать, что эти стулья похожи один на другой.
Сын: - Да, они очень похожи.
Отец: - Но вот подле стула я поставлю деревянную скамейку: похожа ли скамейка на стул?
Сын: - Нисколько.
Отец: - Чем же они различаются?
Сын: - Стул обит кожей, а скамейка нет; стул выкрашен чёрной краской, а скамейка белая; у стула есть спинка, а у скамейки нет.
Отец: - Однакоже у них есть сходные признаки: поищи.
Сын: - Какое же между ними сходство? Кажется, никакого.
Отец: - Скамейка сделана из дерева, а стул?
Сын: - Стул тоже из дерева.
Отец: - У скамейки четыре ножки…
Сын: - И у стула тоже.
Отец: - Стул назначен для того, чтобы на нём сидеть: а скамейка?
Сын: И скамейка назначена для того же.
Отец: - Стул и скамейка, следовательно, составляют две различные вещи, но сходны уже потому, что и стул, и скамейка – мебель. Вот две монеты: сходны ли они между собой?
Сын: - Нет, они очень различны.
Отец: - Однакоже у них много сходных признаков. Посмотри: они обе одинаковой величины, обе круглы, обе тяжелы, обе употребляются на то, чтобы на них покупать различные вещи; обе сделаны из металла.
Сын: - Однакоже одна монета сделана их меди, а другая из серебра, и цвет у них совершенно различный.
Отец: - Следовательно между этими двумя монетами есть сходство по величине и по форме; но они совершенно различаются по цвету, по металлу, из которого каждая из них сделана, по цене: одна гораздо дороже другой. Следовательно, между этими двумя монетами есть сходство и есть…
Сын: - И есть различие.
Отец: - Теперь ты понимаешь, что между двумя или несколькими предметами всегда есть сходство и различие, и если мы, например, говорим, что один человек не похож на другого, то это только потому, что принимаем в расчёт одни те признаки, по которым двое людей один от другого отличаются, и не думаем в то же время о тех, по которым они сходны. Не правда ли, что между всеми людьми много сходных признаков?
Сын: - Конечно.
Отец: - Человек, который бы не имел никаких человеческих признаков, не был бы…
Сын: - Не был бы человеком.
Отец: Но нет и таких двух сходных предметов, между которыми не было бы никакого различия. Вот два листочка одного и того же дерева: кажется, они совершенно похожи один на другой; но всмотрись хорошенько, и ты найдёшь между ними различие. Нет в мире двух предметов, между которыми не было бы какого-нибудь различия и сходства.

Различие предметов.

Отец: - Мы знаем теперь, что называется признаком. Признаками могут быть: цвет предмета, запах, вкус, величина, тяжесть, форма, материал, из которого предмет сделан, и т. д. Но вот два одинаковых листа бумаги: между ними, вероятно, можно бы найти различие; но должно очень долго всматриваться не знаешь ли ты, как бы различить их с первого взгляда?
Сын: – Очень легко: один лист лежит на скамейке, другой на столе.
Отец: - Хорошо, но здесь ты различаешь два предмета не по цвету, не по форме, не по весу, а по положению. Я могу переложить один лист на место другого и тогда положение их переменится. Но если один лист будет чёрный, а другой белый, то где бы я не положил их, они все будут различаться по цвету. Те признаки, которые принадлежат самому предмету, называются качествами или свойствами предмета. Положение предмета тоже может признаком, но не будет свойством. Но кроме свойств и положения предмета, можно ещё различать предметы по времени. Так мы говорим: вчерашний день, вчерашний обед, завтрашний урок, утренние занятия, вчерашний чай, здесь мы различаем предметы по времени. Вчерашний обед может быть совершенно похож на сегодняшний, но, тем не менее, он вчерашний, и мы им сыты не будем. Для такого отличия мы употребляем названия месяцев, дней недели, считаем часы, числа, годы. Можно ещё отличить один предмет от другого по количеству: в этой комнате шесть стульев, а в той двенадцать; два аршина сукна меньше трёх и т. д. Но вот две одинаковые книги; как ты думаешь, чем всего скорее можно их различить?
Сын: - Одна из них раскрыта, а другая закрыта.
Отец: - Вот две одинаковые монеты: возьми их в руки и скажи проворнее, чем они отличаются?
Сын: - Одна их них холодна, а другая тепла.
Отец: - Вот два стула: найди различие между ними.
Сын: - Один из них лежит, другой стоит.
Отец: - Здесь предметы различаются по состоянию, в котором они находятся. Один человек стоит, другой сидит, третий читает, четвёртый пишет, пятый бегает: все эти люди различаются по состоянию, в котором они находятся. Можно ещё различать предметы по действию, которое производит один предмет на другой, или которое он сам претерпевает от другого действующего предмета; один мальчик режет палочку, а другой пускает змея; один крестьянин погоняет лошадь, а другой рубит дрова; один мальчик был строго наказан за шалости, а другой был награждён за прилежание. Часто также предметы различаются по назначению: печка назначена, чтобы нагревать комнату, а окошко, чтобы освещать её; перочинный ножиr назначен для того, чтобы чинить им перо, и т. д. Не перечислишь ли ты мне теперь, какими признаками можно различать предметы? (Следует упражнение в перечислении признаков многих предметов и в определении каждого признака).

Ушинский К. Д. "Первые уроки логики" Собрание сочинений - Т. 4. - 1948

Комментарии  

0 # Алексей 09.10.2018 18:05
А ведь верно, что без логики сложно охарактеризовать очевидные истины словами при общении с собеседником.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий