Всем нам – родителям, прародителям – хочется благополучия для своих любимых чадушек. Это совершенно нормальное желание. Первое, чего желаем, это здоровья. Ну, а второе – хочется качественного образования.
Обобщение - важное свойство ума. Почему?
Обобщение в психологии это важнейшая мыслительная операция, являющаяся основой обучаемости.
Рассмотрим на примере обобщения понятий – одного из проявлений мышления. Обобщение понятий как мыслительное действие проявляется тогда, когда у нас есть 2 и более предметов, мы сравниваем их наяву или мысленно и находим общие черты (признаки).
Почему это важно? Например, ученики на уроках математики решают типовые задачи. Такие задачи задаются и на дом. Умеющий видеть сходство школьник скажет: "Ага! Подобную задачку мы решали в классе. Только в той было так, а здесь эдак". Домашняя задачка уже знакома. Если же ученик не видит сходства, каждую задачу он будет решать, как новую. А это огромные нервно-психические затраты.
Другой пример. Школьник знает правило "на зубок", а применять не может. В грамматике такая проблема "вылезает" обычно в 3 классе. Почему именно там? Потому что в 1 и 2 классах грамматические правила говорят, что надо делать конкретно, например, "Ча, ща пиши с буквой "а". В 3 классе характер правил меняется. Они уже задают не конкретные инструкции, а способ действия: чтобы проверить безударную гласную в корне надо… Надо подобрать однокоренные слова, то есть найти сходство по определенному признаку - обобщить понятия.
И ребенок страдает. А ведь в большинстве случаев проблему можно было решить до школы. Лучше всего с психологом. Но если такой возможности нет, давайте разбираться и делать сами.
Как психологи узнают, что у дошкольника, возможно, будут проблемы в обучении, и какие именно это будут трудности?
Тест на обобщение
Проведем обследование (не ранее пяти лет).
Инструкция для взрослого. Вы даете только инструкцию. Никаких комментариев, никакой оценки высказываний. Если малыш говорит, что не знает, как правильно отвечать, можно сказать: "Отвечай, как думаешь. Мне хочется узнать твое мнение". Обычно ребенок успокаивается, и можно начинать работу. Записывайте все варианты его высказываний, не подсказывайте правильных ответов!
Инструкция, которую мы даем ребенку. Сейчас мы будем вместе придумывать предложение. Я придумаю начало, а ты – конец.
Задания
1. Лимоны кислые, а сахар … (сладкий).
2. Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками).
3. Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки … (женщинами, мамами, тетеньками).
4. Нож и кусок стекла оба … (острые).
5. Слива и персик - … (фрукты).
6. Кошка и мышка - … (животные).
Если задания 5-6 малыш выполняет правильно, задаем дополнительный вопрос: "А чем эти предметы похожи?". Ответы надо запомнить или записать, потому что они важны для анализа.
А теперь будем оценивать ответы. Оцениваем только для себя! Ребенка хвалим за старание и отпускаем восвояси.
Итак, оценим правильное выполнение первых четырех заданий – 1 балл, неправильное – 0.
Тонкости тестирования
Вопрос 5
Сначала надо выяснить, видел ли ребенок эти фрукты. Если нет, то можно заменить их теми, которые он знает (не путайте фрукты с ягодами). Оценка ответов на вопрос 5 "Слива и персик - …"
1. Нет вариантов – 0;
2. Сладкие, круглые, синие и т. д. – 1 балл;
3. Фрукты – 2 балла, но!..
Здесь задайте вопрос: "А чем они похожи?" Если дошкольник или младший школьник скажет: похожи тем, что растут на деревьях, то он молодец. Ему можно поставить высокую оценку, потому что он назвал главный признак сходства всех фруктов. Если он называет сходство по форме, вкусу, цвету или говорит, что у обоих предметов есть кожица, сок, косточка внутри (описывает устройство), ставим 1 балл, потому что он выделил признаки сходства, но второстепенные. Если не смог объяснить, - 0.
Аналогично поступаем и с вопросом 6.
А теперь вывод. Задания 1-4 выполнены правильно и за задания 5-6 получена максимальная оценка. Все в порядке. Но для разнообразия навык можно усовершенствовать. Во всех остальных вариантах обобщение понятий надо развивать.
Если в речи дошкольника имеются обобщающие слова, которыми он может назвать группу предметов (одежда, обувь, овощи, фрукты и др.), это не означает, что способность к обобщению понятий у него сформирована. Это может означать простую заученность, и не должно вводить в заблуждение ни родителей, ни специалистов (воспитателей, логопедов, дефектологов др.) Надо, чтобы дошколёнок понял, что основа обобщения понятий (объединения в группу) - сходство предметов и явлений. Учите это сходство находить. Так формируется другое замечательное качество ума (операция мышления) - сравнение.
Ещё родителям надо знать, что развитое обобщение позволяет значительно улучшить память ребёнка
Комментарии