Техники (или чаще в педагогике звучит: методики) креативности. Прежде, чем применять методики (= техники) в работе с детьми, взрослым было бы неплохо на себя их примерить и хорошенько разобраться в полученных результатах.
Сперва определимся с терминами, что же это за методики такие.
Методики креативности – это такие способы организации своего мышления, которые нацелены на решение следующих задач.
- Позволяют нам чётко осознать и сформулировать проблему, над которой человеку предстоит работать.
- Эффективным образом организовать работу с имеющимися данными. Любая задача начинается с какого-то исходного материала. На абсолютно пустом месте креативные задачи не возникают. Это как в первом классе учат отделять условие задачки от её вопроса. Условие и является аналогом исходного материала: что является стартовым капиталом, образно говоря.
- Позволяют не только увидеть стартовый материал, но и структурировать в соответствии с поставленной задачей. Не только материал есть, но и как он представлен.
- Техники креативного мышления помогают сформулировать несколько вариантов (гипотез), как проблема может быть решена.
- Раз гипотез несколько, то они должны помочь выбрать наиболее подходящие, эффективные.
- Техники креативного мышления также призваны снимать ментальные блокады – то есть самоограничения (барьеры, фильтры), которые человек ставит перед собой.
Мы остановимся на 4 техниках, наиболее с нашей точки зрения продуктивных.
Методика ментальных карт
Подобные методики используются достаточно широко: от психологических тренингов до тренингов исполнения желаний. Чтобы желание исполнилось, нужно как можно подробнее его наглядно представить. В середину листа помещаем своё фото и от него проводим линии, на концах которых наклеиваем картинки, вырезанные из журналов. Так наглядно себе представляешь, чего же ты хочешь.
Но для нас самое главное здесь то, что мы можем в наглядном ключе увидеть проблему, и научить этому детей. Почему важно?
Напомним, что креативные методики включают 2 компонента:
- вербальный (словесный)
- и наглядный.
Как правило, перед нами или мы перед детьми ставим задачу в словах. Словесно формулируем. Это важно, так как осознать существо задания – это значит, его проговорить, сформулировать в виде слов. А ещё Карлом Дункером в первой половине прошлого века было показано, что многие задачки людьми решаются в обход вербального (речевого) фильтра с опорой на наглядность.
Пример классической задачи Дункера
Если вы никогда её не слышали, попробуйте сперва найти решение, а потом читать дальше.
На столе в комнате лежат: коробка спичек, свечка и пара кнопок. Необходимо прикрепить свечку к стене и зажечь, чтобы в комнате стало светло. Как вы это будете делать?
Мы привели эту популярную задачку не для того, чтобы потренировать свою находчивость, а чтобы отметить следующий факт: Дункер предлагал испытуемым задание в двух моделях.
- Первая – на слух.
- Вторая – формулировал условие и предлагал к нему картинку с нарисованными на столе свечкой, коробком спичек и кнопками.
Нам интересно как быстро находилось решение в рамках каждой модели. Решение, как вы догадались, заключалось в том, чтобы вытряхнуть из коробки спички, прикрепить её кнопками к стене и использовать как подставку для свечки (подсвечник).
Результат. Среднее время решения задачи с опорой на наглядность составляла чуть более 1 мин. А среднее время на слух 9 мин. Если испытуемый получал задачку на слух, то он решал её в 9 раз дольше, чем имея наглядную опору.
Так что одной из методик стимулирования креативности является именно техника наглядного представления для себя той проблемы, которая перед тобой стоит.
Именно это позволяет сделать методика ментальных карт. Ментальные карты представляют собой на самом деле чаще всего аппликацию, составленную человеком абсолютно произвольным способом.
При этом в центре помешается не обязательно картинка, но ключевое слово, ключевое понятие, которое имеет смысл обдумать сейчас, когда проблема формулируется. А вокруг помещаются вырезки, картинки, слова какие-то набрасываются, которые вызывают ассоциации с данной проблемой.
У глядящего потом на ментальную карту возникают такие ассоциации, которые в жизни сроду бы не возникли, т. е. проявляются те стороны, которые в обычной жизни будут не очевидны. Мы на них внимания не обращаем. Как это происходило у испытуемых Дункера, когда они слышали «коробок» и видели предмет. Видеть коробку – это видеть объём, форму; слышать слово «коробок» – это понимать что это предмет, в котором хранятся спички.
Ментальные карты - отличная техника работы с учебным материалом. В принципе любой параграф из учебника, особенно по гуманитарным предметам можно разобрать "по косточкам" с помощью данного метода. Применять можно с детского сада.
Польза метода хорошо видна на интеллект-карте, гуляющей по интернету. Представлена ниже.
Методика мозгового штурма
Тоже популярная методика. Суть её в том, что человек, а ещё лучше группа (изначально придумывалась как групповая технология креативной деятельности), но даже и сам человек даёт себе задание придумывать для решения задачи всё, что ему приходит в голову не глядя, правильно это или неправильно, продуктивно или нет мне это кажется. Всё записывать, отключив критику, даже если это кажется бредом сумасшедшего.
В группе применять мозговой штурм значительно легче, так как сам человек может иметь серьёзные фильтры, мешающие отключить критику и проводить штурмовую процедуру эффективно.
Мозговой штурм хорош при групповом обсуждении каких-то проектов.
- Хорош тем, что позволяет набросать множество идей за короткий промежуток времени.
- Снимаются фильтры (барьеры). Когда ты сидишь и наблюдаешь активность вокруг, тебе тоже хочется что-то предложить.
Ограничения техники мозгового штурма заключается в том, что генерация идей происходит, а отбора нет. Необходимо организовывать отбор дополнительно.
Шесть шляп мышления
Исключает недостатки мозгового штурма, сохраняя достоинства: позволяет и генерацию идей, и их отбор по эффективности.
В качестве шляп могут выступать настоящие шляпы и панамы разного цвета, нарисованные на картинках шляпы, круги разного цвета вместо рисунков шляп. Какая наглядная основа здесь будет использоваться, совершенно не важно. Потому что само выражение «шляпа мышления» обозначает не конкретный головной убор, а маленькую текущую локальную задачку в конкретный момент времени.
Предположим, нам требуется выполнить некую работу.
Когда мы начинаем думать над ней, то нас захлёстывает поток сознания: мы и думаем, и оцениваем, и чувствуем, и всё это одновременно. В итоге получается сумбур. Цель технологии шести шляп мышления разобрать наш поток сознания на полочки-этапы и изолировать их друг от друга во времени. Подойдёт аналогия с печатью цветного принтера, печатающего цвета по очереди, а не все одновременно.
Шляпы, которые предлагается нам надевать, выглядят следующим образом – по цвету
- Белая – анализ цифр и фактов. Целесообразно начинать с неё. Условно надевая белую панамку, мы сосредотачиваемся на анализе исходных данных: что уже имеем в конкретный момент.
- Далее проанализировав все факты, поняв, в чём суть проблемы, имеем полное моральное право надеть на себя чёрную шляпу – поиск негативных сторон. По-другому она называется шляпой сомнений. Уже проанализировав на первом этапе объективные данные, можно посомневаться: получится-не получится, что и как мешает …
- Жёлтая шляпа – поиск позитивных сторон. Зачем проблему важно и нужно решать, что будет, если её не решить. Это тоже наши сомнения, но в позитивную сторону: да, это нужно сделать и вот почему.
- Этап зелёной шляпы – генерация идей. Ответ на вопрос: что я могу предложить. Полный аналог мозгового штурма, когда я сижу и набрасываю без критики, насколько это позволяет сознание, все приходящие в голову идеи..
- Потом случается с нами красная шляпа – этап эмоциональной оценки придуманного. Вот здесь мы начинаем критично подходить к тому, что напридумывали на предыдущем этапе. Отделяем генерацию идей от их критики. Смотрим как будто со стороны чужой список.
- Синяя панамочка – подведение итогов, выбора одной конкретной идеи или объединения нескольких в единое целое. Или констатация того факта – не получилось пока.
Пример. Как методика шести шляп используется в творчестве киностудии Диснея. У киностудии колоссальная продуктивность, невозможная без огромного количества идей. Как их получают? У Диснея работают три независимых друг от друга отдела. Каждый занимается только своим делом и не вмешивается в работу других.
Первый отдел генерирует идеи, записывая тонны бумаг, и передаёт их во второй отдел.
Цель второго – критиковать идеи первого со всех точек зрения: творческой, содержательной, экономической…
Потом всё из 1 и 2 отделов передаётся в третий, который начинает думать, что рационального предложено первыми двумя отделами.