Можно ли успешному школьнику обойтись только логикой? Нет. Логическое мышление – это левое полушарие.
Содержание
А у человека их два. Для успешного обучения они должны работать в тандеме. В мыслительной деятельности правое полушарие представляет пространственное мышление.
Полезно развить у дошкольника к школе представления о пространстве, воображение. Например, без развитого воображения вообще невозможно быть успешным ни в какой деятельности.
Пространственное мышление ребёнка
В интернете много хороших советов. Мы предлагаем материал, применяемый нами на практике и показавший удовлетворительные результаты в развитии необходимых качеств. Следует учесть, что самый лучший способ развития дошкольника – игра.
Что доступно всем родителям:
- Продуктивная детская деятельность: лепка, рисование, конструирование. Начинать лучше с лепки, так как получаем объёмные фигурки (трёхмерное пространство). Слепили и пробуем нарисовать (переход от объёма к плоскости). Или наоборот, есть картинка, попробуйте слепить нарисованный предмет. С конструированием – аналогично.
- Поделки из бумаги: объёмные (конструирование)
- Игры: шахматы (особенно) шашки, китайская игра «танграм», «Колумбово яйцо» и т. п.
- Рисование планов комнаты, квартиры (или дома), окружающей местности вместе с малышом. Или нарисуйте планы сами, а он пусть соотнесёт план и реальность. Полезно устраивать игры типа квестов: дети любят искать клады, ориентируясь по схемам.
- Отгадывание загадок. Опишите предмет, а малыш найдёт его по признакам. Развивающий момент: дошколёнку придётся выстраивать образ в уме.
- Куда-то направляясь, спросите у малыша, как лучше туда добраться.
Задачи и упражнения на пространственное мышление
Какие задания можно найти в том числе и на нашем сайте? Подобные занятия в принципе можно начинать с 4,5 лет, но все дети разные. Если не пошло, упростите. И упрощённый вариант не пошёл – откажитесь на некоторое время. Потом сможете предложить опять.
- Копирование орнаментов. Рекомендуемые нами узоры подойдут для 6-7 лет.
- Зеркальное дорисовывание предмета (дорисовать вторую половину точно также).
- Вырезание симметричных фигур (возможно уже со средней группы).
- Диктанты по клеточкам. Их можно выполнять по-разному: графические диктанты (простые и сложные), рисование по клеточкам.
- Словесные диктанты.
- Соединяя точки по последовательности цифр, получить рисунок объекта.
- Зеркально перерисовывать любые нарисованные вещи, буквы.
- Рисовать по заданию взрослого: нарисуй в левом верхнем углу листочка домик, в правом верхнем – солнышко, левом нижнем – флажок, правом нижнем кораблик. С этого задания мы начинаем.
- Всем известные лабиринты. Для малышей просто найти путь мишке к бочке мёда. Ребятам постарше 6-7 лет лабиринты проходить с условием. Например, проходя лабиринт не отрывать карандаша от бумаги от начала и до конца.
- Рамки-вкладыши (тоже разные).
- Описывать положение предмета, используя предлоги (кошка сидит на крыше, спрыгнет с крыши, спрячется под крыльцо и т. п.)
Игры для 5-7 лет
Для детей постарше 5-7 лет задания можно усложнить.
Точки в клетках
У психологов есть простой тест на выявление двигательного темпа шести-семилеток. На листе в клетку он выполняется построчно. Надо проставлять точки в каждой клетке строчки в максимально возможном темпе. Этот тест легко превращается в развивающее задание. Дополним простое проставление точек условиями:
- В первой строчке точки проставляются слева направо, во второй наоборот, в третьей снова слева направо и т. д.
- Точки можно проставлять чередуя сверху вниз и снизу вверх
- А можно как-то наискосок или как придумаете.
После такого упражнения дети прекрасно запоминают ещё до школы расположение в строчку и в столбик, упрощая себе школьную жизнь.
Расставь игрушки
Предложите детям набор мелких игрушек. Поставьте какую-нибудь игрушку на стол. Вы говорите, а они расставляют относительно её другие игрушки: слона дальше, кошку слева, свинью ближе и так далее.
Разложи фигуры
Приготовьте несколько геометрических фигур ( усложнение: разных по цвету и размеру). Пусть малыш по вашей инструкции их располагает. Аналогично предыдущему заданию. Только там объемные фигуры, а здесь плоские.
Разведчик
В этом упражнении тренируется ещё и память.
Инструкция. Посмотри внимательно на всю комнату. Запомни. Отвернись. Отвечай на вопросы: что стоит справа от дивана, какого цвета стол под телевизором, что стоит справа (слева) от кресла, сколько диванных подушек на диване, сколько на кресле, какого цвета диван и т. д.
Рисунок на спине
Рисуйте пальцем на спине малыша простые геометрические фигуры, буквы, цифры. Его задача понять, что нарисовано.
Волшебный мешочек
Играем с ясельной группы. В мешочек из ткани сложите мелкие фигурки животных, других игрушек. Задача дошкольника узнать предмет на ощупь.
Муха
Тоже известное упражнение. Разные варианты есть в интернете. Есть поле 9*9 клеток (для дошкольников 7*7 или 5*5). Игра в два этапа.
1 этап. Муха (игрушка или пуговица) садится в левый верхний угол и двигается по клеткам. Взрослый диктует: две клетки вниз, одна направо. Играющий передвигает муху согласно инструкции. И так далее.
2 этап. Движения мухи дошкольник производит в уме и сразу передвигает её в нужную клетку. усложнение: все действия, и саму муху, и поле игрок держит в уме. Положение мухи он говорит взрослому, и то отмечает его на игровом поле, а в итоге оно сравнивается с заготовкой. Когда игра освоена, можно играть 2-3 игрокам с ведущим.
Пространственное мышление и 1 класс
Чем поможет пространственное мышление ученику в школе?
- Он будет быстро ориентироваться в помещении и на местности, что придаст ему уверенности в себе.
- Будет легко запоминать местонахождение своих вещей. Не будет их терять.
- Сумеет быстро концентрироваться и легко запоминать информацию.
Это минимум, обеспечивающий успешность обучения на самом первом его этапе.
Комментарии
А сейчас совсем другая картина - пособий (в том числе и очень качественных) - очень много. Но такое количество родителей просто дает ребенку в руки гаджет!