Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Классе в пятом учителя и родители начинают сталкиваться с проблемами в обучении, возникающими из-за слабости логического мышления и появления, как следствие, логических ошибок.

Логическая ошибка – это пример ложной аргументации (обоснования, объяснения), ведущий к неправильному решению задачи.

Пример.

У ученика спрашивают: что такое кит? Он с уверенностью отвечает: огромная рыба. Почему так думаешь? Аргумент: кит плавает в воде. Снова вопрос: пароход тоже плавает в воде, значит… он тоже рыба?

Заключение неверное, так как на самом деле никакого вывода здесь сделать нельзя, аргументация неправильная.

А между тем для глубокого усвоения учебного материала какой-то уровень логического мышления потребуется уже в первом классе. Швейцарский психолог Ж. Пиаже подчёркивал: прежде, чем овладеть элементарными математическими понятиями ученик должен усвоить определённые навыки по логике.

Отечественный психолог Ю.З. Гильбух пишет, что логические ошибки, допускаемые школьниками, обусловливаются в основном четырьмя источниками:

  1. несформированностью соответствующих умственных операций,
  2. негативным влиянием на ход мышления сильных чувств, негативных (чаще) эмоциональных состояний,
  3. влиянием на мышление умственных способностей, играющих вспомогательную роль (прежде всего – оперативной памяти).

Как проявляются проблемы?

Память. В.А. Сухомлинский отмечал, что среди младших школьников немало ребят, которым трудно

«…установить и, особенно, сохранить в памяти связь между несколькими предметами и явлениями. Даётся, например, задача о яблоках, корзинках и детях. Пока ребёнок думал о яблоках и корзинках, забывал о детях. Напомнили о детях –  забыл о яблоках и корзинках».

Так что у слабо решающего математические задачи ученика стоит проверить, прежде всего, силу кратковременной памяти. При необходимости, уделить внимание её развитию, и дать школьнику возможность пользоваться при решении задач опорной наглядностью. Надо заметить, что с возрастом объём кратковременной слуховой памяти у учеников возрастает. Но не стоит ждать милостей от природы. Собственные усилия тоже стоит приложить.

Влияние негативных эмоций на возникновение ошибок каждый испытал на себе.

Центральную роль играет всё же не память и эмоции, а несформированность логических операций. Если ученик владеет ими на уровне стойкого навыка, стрессы уже не смогут отрицательно влиять на результаты мыслительного процесса и умственную работоспособность в целом. Да и нагрузка на оперативную память значительно снижается.

Как развить логическое мышление у детей?

В отечественной школе в разное время практиковались 3 подхода к формированию мыслительных способностей.

  1. Первый подход – преподавание отдельного курса в школе. В русской дореволюционной классической гимназии был элементарный курс формальной логики, отменённый после событий 1917 года. Но умные люди были нужны. В 1946 году его попытались возобновить в старших классах, но безуспешно: не было специалистов, учебников.
  2. Второй подход прямо противоположен: нет необходимости специально обучать школьников логическим знаниям и навыкам. Это ближе к нам. Каждый учебный курс имеет внутреннюю логику. Обучаясь, учащийся выполняют целую систему операций логического мышления: сопоставляет и обобщает факты, делает выводы, проверяет их, выделяя главные и второстепенные связи, рассматривает вещь с нескольких сторон и т. д. Это в идеале. А как в действительности? Всё не так просто. Самостоятельно усваивают образцы логического мышления из учебного материала наиболее подготовленные единицы. Основной массе учитель должен разъяснить специально. В противном случае эти ученики подвигаются в развитии логики крайне медленно, с большими пробелами. Всегда ли у учителя получается?
  3. Третий подход, забытый нынче, предложен К. Д. Ушинским: начинать формирование логического мышления с детства на примерах родной природы. Самый подходящий для современного образования, но практически не применяемый.

Что предлагал К. Д. Ушинский?

Переведем на современный возраст.

Дошкольники

  1. Учить детей классифицировать предметы – относить каждый из них к определённой «семейке» (группе). Дошкольники инстинктивно стремятся упорядочить, классифицировать этот мир, чтобы как-то в нём ориентироваться. Они задают вопросы: «А птицы – звери?»; «А мой шарфик – тоже одежда?»
  2. Учить отыскивать, пересчитывать и излагать по порядку признаки предметов, находящихся перед глазами (продолжить это в школе), а затем сравнивать несколько знакомых им предметов, находя различие и сходство.

Младшие школьники

  1. Продолжаем находить сходство и различия при сравнении предметов. Так ученики смогут осознать, что есть сравнение и научатся размещать предметы по родам и видам.
  2. Итоговым заданием в младшей школе Ушинский считал формирование понятий: явление, цель, причина, следствие, назначение.

В помощь педагогам и родителям Ушинский создал специальное пособие «Первые уроки логики». Оно есть в интернете в старом издании замечательной книги Константина Дмитриевича «Детский мир и хрестоматия». Приведу в пример рассказ из «Первых уроков логики».

Роза и гвоздика

(образец самого простого сравнения)

Роза и гвоздика имеют много сходства: и роза, и гвоздика – растения; у обеих есть корень, листья, ствол и цветы; обе развиваются из почек; обе цветут недолго и вянут очень быстро; цветы той и цветы другой имеют приятный запах.

Но между гвоздикой и розой есть также и большое различие: цветы их имеют различный запах; роза бывает одного цвета – розовая, белая и жёлтая; а гвоздика обыкновенно бывает разноцветная, пёстрая; у розы – широкие, круглые листья; у гвоздики – узкие и длинные; на розе есть шипы, на гвоздике нет.

После этого сравнения отец с сыном рассуждают на тему: что такое различие и сходство. И так далее.

В современном обучении такой подход не приветствуется. В некоторых курсах структура вообще не просматривается. Достаточно сравнить «Природоведение» советских времён и современную нарядную книжку Плешакова. Первое – это система, второе – набор рассказов о том о сём происходящем в природе. Первое учит, второе – по существу книжка для дополнительного чтения. Откуда же возьмётся логическое мышление даже у совсем неглупых ребят?

Комментарии  

0 # Андрей 13.10.2018 19:17
Интересные советы, буду рекомендовать их своим племянникам! :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий