Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Некоторые родители желали бы развить креативное мышление своего чада. К этому следует подойти осторожно.

Ведь в результате наших действий можно получить однобоко развитую личность. Принимая решение развивать у ребёнка креативное мышление, начнём с его беглости. Креативный = творческий.

Беглость мышления – скоростная характеристика.

Задачу развития беглости решают абсолютно все упражнения, где надо сделать как можно больше всего за ограниченное время.

Планируя занятия, надо учесть следующее. Креативное мышление имеет два компонента:

  1. вербальный (словесный, левополушарный)
  2. наглядный (неречевой, образный, правополушарный).

Словесный компонент

Например, я предложу за 3 минуты написать во возможности больше слов на букву О. Чем больше ученик напишет слов на заданную букву, тем больше беглость мышления.

На основе элементарного приёма, приведённого выше, мы можем конструировать огромное количество аналогичных упражнений. Вроде этих:

  1. написать как можно больше слов с О, стоящей на третьем месте,
  2. или слов, заканчивающихся на какую-то букву,
  3. или ограничим сферу применения слов: напиши максимально возможное количество городов, начинающихся на букву С.

Мы можем придумывать задачи как угодно, придерживаясь основного принципа:

сделать как можно больше чего угодно за ограниченное время.

Приведённые выше упражнения касаются словесной стороны нашего творческого мышления. Но есть наглядная сторона. Поэтому одних игр со словами, буквами недостаточно.

Наглядный компонент

Точно так же однотипные задания на скорость могут опираться на наглядный компонент.

  1. Предложим ребёнку несколько кружков. Желательно, несколько десятков: 20, 30 и сколько угодно. И скажем: вот тебе, допустим, 12 кружков. У тебя будет 3 минутки. Преврати, пожалуйста, их в 12 разных рисунков. 
  2. Вместо кружков можно взять любую геометрическую форму или их сочетание (круг в шестиугольнике).

Конкретные задания бесконечны. подойдёт для них любой материал, в том числе учебный. Поэтому полезнее определить направления, по которым можно конструировать необходимые задания.

Направления по конструированию упражнений беглости мышления

  1. Первое направление мы уже рассмотрели выше.
  2. Анализ признаков предмета.
  • Придумай за определённое время (до 5 мин) побольше предметов, которые могут быть красными (шершавыми/горячими).

 Это абсолютно наглядное задание. Признак можно увидеть (как в данном случае), пощупать, понюхать и т. д.  Дошкольник, младший школьник будет опираться на имеющийся у него ресурс, постоянно его расширяя в результате тренировок.

  • Это же задание легко переадресовать в сферу словесную, когда имеем дело с подростком. Только даём признак из сферы абстрактного. Например, придумай как можно больше явлений, про которые можно сказать в переносном смысле, что они холодные.

В этом случае мы апеллируем не к образному, а к вербальному компоненту нашего креативного потенциала. Они более полезны, так как в подростковом возрасте словесный компонент должен подтянуться к наглядному.

  1. Применение знакомого предмета оригинальным способом.

Очень известный приём конструирования именно беглости креативного мышления.

  • Придумай, как необычным способом использовать кирпич. Вот тебе 3 минутки.
  • Придумай как можно больше способов применения бутылки (классика жанра для подростков). Инструмент – раскатаем тесто. Оружие – средство нападения и защиты. Средство розыгрыша – налить воды, сказать «пиво»; кто-то поверил, хлебнул, всем смешно.

Цель, чтобы человек как можно быстрее анализировал признаки объекта и придумывал оригинальные способы их использования. Надо не только выделить признаки, но и уметь их применить. Сделать это быстро, только тогда развивается беглость креативного мышления.

  1. Максимально быстрое объединение разрозненных элементов в одно целое.
  • Предлагаем 4 буквы Б Е Н Т. Говорим: «Это первые буквы слов». Задание: восстанови предложение (словесный компонент). Что можно придумать? Бабушка едет на трамвае. Большую ель несёт Тимофей. Будем есть на траве. Богатый Егор надел туфли.

Малышам четыре буквы избыточно. Полезнее начать с двух.

Важно! Поскольку мы тренируем беглость, то надо добиться, чтобы за ограниченное время нам было предложено несколько вариантов. Здесь появляется необходимость по-разному синтезировать элементы как можно лучше, в как можно большем объёме.

  • Переходим к наглядному компоненту.

Даем бланк с кружками. Задание: нарисуй как можно больше рисунков, чтобы в каждом объединялось по 2 кружка.

Подведём итог.

При развитии беглости креативного мышления, мы должны быть ориентированы на принцип: как можно быстрее как можно больше  в ограниченное время.

Важно в однотипном материале сочетать наглядный и вербальный компонент. Чтобы не было такого, что мы развиваем или наглядную или словесную сторону беглости креативного мышления.