Продолжим изучать мыслительные способности школьников разного возраста начальной школы. Начало здесь.
Стимульный материал на 9 лет
«Рифма». Ученику объясняется, что такое рифма (приводятся примеры), после чего предлагается подобрать как можно больше рифм к словам «лето» и «ночь».
Проверяется способность к оживлению словесных ассоциаций, которое является важным элементом мыслительных способностей.
Зачёт – не менее трёх рифм на каждое из названных слов.
«Противоположности». В каждом из четырёх заданий даётся пять слов, из которых нужно выбрать два, имеющих противоположные значения (эти слова подчёркнуты для взрослого, а не для ученика).
- Постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда.
- Любой, некоторый, какой-нибудь, этой, никакой.
- Принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, разглядывать.
- Жизнерадостный, незаметный, проникновенный, выдающийся, глубокий.
Этот тест проверяет не только знание слов, способность к анализу их значений, но и рассудительность (как черту, противоположную импульсивности). Последнее связано с тем, что в каждое задание специально включено провоцирующее слово, являющееся мнимым антонимом одного из настоящих антонимов (выделено курсивом).
Так в первом задании антонимом слова «никогда» является «всегда». Но некоторые (как правило, импульсивные) ученики ошибочно выбирают вместо «всегда» «постоянно», хотя для него антонимами являются: «иногда», «время от времени», «нерегулярно», «эпизодически».
Зачёт – минимум 3 правильных ответа.
Стимульный материал на 10 лет
«Умозаключения». Каждая из трёх задач, предлагаемых в тесте, содержит две посылки, являющиеся основанием для определённого логического вывода. Какого именно?
Задание 1
Все предметы группы входят в группу Р.
Все предметы группы С входят в группу М.
Следовательно, … (все предметы группы С входят в группу М)
Задание 2
Все ученики 3-А учатся только на «5» и «4».
Андрей и Оксана частично получают тройки.
Следовательно, … (Андрей и Оксана не являются учениками 3-А)
Задание 3
Некоторые эгоисты скрывают свой эгоизм.
Все эгоисты – люди.
Следовательно, … (некоторые люди скрывают свой эгоизм).
Зачёт – не менее 2 правильных выводов.
«Аналогии – III»
Подчёркивание правильных ответов не для ребёнка, а для экспериментатора.
- Отец – сын, мать – (?) (девочка, жена, дочь, сестра).
- Задача – решение, желание – (?) (сильное, запрет, удовлетворение, наказание).
- Страницы – книга, ветки – (?) (чтение, листья, буквы, дерево).
- Начало – конец, первый – (?) (второй, середина, начинать, последний).
Зачёт – не менее 3 правильных ответов.
Стимульный материал на 11 лет
«Подобия – три предмета». В каком отношении подобны эти три предмета?
- Змея, корова, воробей.
- Роза, картофель, дерево.
- Шерсть, хлопок, кожа.
- Лезвие ножа, копейка, кусок проволоки.
- Книга, учитель, газета.
Зачёт – 3 правильных ответа.
Образцы приемлемых ответов
- Все животные. Все двигаются. Имеют глаза (кожу и т. п.). Все не умеют говорить.
- Все растут на земле. Имеют листья. Периодически зацветают. Дают пищевые продукты. Все являются растениями.
- Все используются для изготовления одежды. Помогают сохранять тепло.
- Все изготавливаются из металлов.
- Все являются средствами обучения. Все учат. Обучают.
Примеры неудовлетворительных ответов.
- Все находятся на земле. Все могут причинить всем вред. Все откладывают яйца. Все едят траву.
- Это дикие растения. Имеют сок. Могут болеть.
- Все мягкие. Все животного происхождения. Все необходимы для жизни.
- Всё это предметы. Все сделаны из железа. Все блестят.
- Все читаются. Все учат читать. Все рассказывают новости.
«Вербальные обобщения».
- Отец, дед, дочка, брат, мать (семья).
- Лыжи, теннис, футбол, коньки, плавание (виды спорта).
- Хлопок, лён, руда, нефть, кожа (сырьё, материалы).
- Справка, свидетельство, паспорт, квитанция, удостоверение (документы).
- Школа, колледж, профтехучилище, институт, университет (учебные заведения).
Зачёт – 4 правильных ответа.
Стимульный материал на 12 лет
«Абстрактные понятия». Детям предлагается объяснить значения следующих абстрактных понятий¨1) жалость; 2) любознательность; 3) скорбь; 4) удивление.
Зачёт – 3 правильных ответа.
Образцы приемлемых ответов.
- Чувствовать себя плохо, когда кому-то тоже плохо.
- Хотеть о чём-то узнать.
- Страдание, удручённость.
- Твои чувства, когда тебе показывают что-то неожиданное.
Примеры неудовлетворительных ответов.
- Печаль.
- Когда боишься что-то спросить.
- Когда получишь плохую оценку.
- Подарок.
«Смысловые обобщения (пословицы)». В каждом задании данного теста две пословицы. Если они отражают одну и ту же мысль, рядом с ними ставится знак «+», если противоположные мысли – знак «-», если между ними нельзя установить какой-либо смысловой связи – знак «0».
- Как аукнется, так и откликнется. Что посеешь, то и пожнёшь. (+)
- Живи собственным умом. Ум хорошо, а два – лучше. (-)
- Один в поле не воин. Одно полено в печи не горит, а два и в поле не гаснут. (+)
- Терпи, казак, атаманом будешь. Пока солнце взойдёт, роса глаза выест. (-)
- Кто старое помянет, тому глаз вон. Око за око, зуб за зуб. (-)
- Куй железо, пока горячо. Шила в мешке не утаишь. (0)
Зачёт – не менее 5 правильных ответов.
Заключение. Поскольку наш сайт посвящён детскому возрасту и начальной школе, мы не приводим тестовых заданий для учеников 13 лет и старше. С ними можно ознакомиться в книге Ю. З. Гильбуха «Темперамент и познавательные способности школьника». Она как раз об умственных способностях этого возраста.
Задания теста можно успешно применять в коррекционно-развивающей работе. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.
Комментарии