В эти игры полезно играть не только дошкольникам, но и младшим школьниками, поскольку среди них имеется некоторое количество ребят, не умеющих выделять главное и видеть разницу, и оттого испытывающих трудности с задачами и грамматическими правилами.
В этих недостатках участвует и классификация, вернее её несформированность.
Часто игры на классификацию и обобщение воспринимаются как исключительно индивидуальные. На самом деле в такие игры можно играть и когда детей много. Дети любят подвижные игры на классификацию.
Коллективные игры на классификацию
Игра «Найди побыстрее свою игрушку»
Приготовьте по несколько картинок двух-трёх игрушек. Эти предметные картинки раздайте участвующим в игре детям.
Инструкция: каждому надо найти ребёнка с такой же игрушкой. Для этого ходите по групповой и тихонько спрашивайте друг у друга: «У тебя какая игрушка?» Дети с одинаковыми игрушками собираются вместе. Дайте какой-то сигнал к началу игры (хлопок, свисток и т. д.)
Усложните игру и получите много её вариантов.
- Играйте без картинок. Просто называйте предметы. Это могут быть овощи, города и всё, что угодно. Поначалу это могут быть предметы, относящиеся к совершенно разным группам.
- Потом перейдите к одной группе. Например, одним на ушко водящий говорит «Москва», другим - «Вологда», третьим - «Смоленск». Вот уже 3 группы. Каждый ребёнок ходит и тихонько называет свой предмет. Найдя пару, дети берутся за руки и продолжают поиск вместе. Новые игроки присоединяются, образуя цепочку.
- Можно внести соревновательный момент: выиграет группа, собравшаяся быстрее всех. Но это уже когда дети освоили игру.
- Внесите ориентировку на время. Используйте песочные часы.
Игра «Выбери необходимое»
Настольная игра на классификацию. Играть можно одному и в небольшой группе. Каждый ребёнок получает большую карту из клеток (рис. 1) В её середину или в одну из клеток поместите картинку-образец, чтобы было понятно, предметы какой группы будем собирать. Небольшие предметные карточки лежат отдельно. Из этих карточек выбираются подходящие к группе. Задача: заполнить все ячейки большой карты.
Усложнение
- Вносим соревновательный момент: выигравшим считается тот, кто раньше всех успеет закрыть все ячейки большой карты.
- Для читающих детей предметные картинки заменяем карточками со словами.
Игра «Тутти-фрутти»
Подвижная игра, в которой отрабатывается классификация. Встаём в круг. Затем взрослый говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Тутти-фрутти». Играть будут лимоны и апельсины. Кто кем будет, я скажу». Затем взрослый проходит внутри круга и каждому по очереди говорит: ты – «лимон», ты – «апельсин»; поднимите руки «лимоны», поднимите руки «апельсины». Поём и пританцовываем «Тра-ля-ля» на какой-нибудь весёлый мотивчик.
Инструкция. Когда я скажу:
- «апельсины», они меняются местами (вариант: бегают по помещению, а на сигнал «домой» встают на свои места). «Лимоны» стоят на месте.
- «лимоны» аналогично.
- «тутти-фрутти» - все меняются местами (вариант: все бегают по помещению, а на сигнал «домой» встают на свои места).
Таким образом, классификация информации прекрасно формируется в игре: дидактической, подвижной. Формируя навык, вы развиваете не только культурную память ребёнка, но и мышление.
Комментарии
Вокруг природа солнышком умыта,
В права вступила новая весна!
Пускай обиды будут позабыты,
Чудесным светом жизнь озарена!
Счастливой Пасхи искренне желаем,
Христос воскрес – вот главные слова!
Пускай Господь от бед уберегает,
И наградит за добрые дела!