Все педагоги в курсе понятия «зона ближайшего развития». Это самая эффективная зона развития. Что она включает в подготовительной группе? Проще всего вычислить ЗБР, наблюдая детские игры.
Например, к середине подготовительной группы (или раньше) в играх детей начинает мелькать школа. «Учительница» усаживает «учеников» перед доской. Что же их интересует? Буквы, цифры… Актуальным становится умение подчиняться «учительнице». Не умеешь выполнить требование – из игры вон! Известное дело: лучше всего воспитывает ребёнка сообщество сверстников.
Цифры, буквы – тема избитая. А вот с умением подчиняться разберёмся. Это не просто подчинение, а работа по правилу. Не будешь выполнять правила – слушать учителя, в точности выполнять задание – ничему не научишься.
Игры с правилами - значит с определёнными условиями. Нарушать их невозможно. Хорошие результаты дают игры с правилами: настольно-печатные и, особенно, подвижные. Но есть полезные в этом смысле дидактические игры с правилами. Их можно взять из тестовых упражнений и немного изменить под свои условия.
Лабиринты
Дети обычно любят искать выход из лабиринта. Усложните работу, поставив правила (условия).
Инструкция. Это мальчик, а это его домик. Где чёрные линии – стенки дома. Где линий нет, это что? Правильно, дверь. Мальчик хочет пойти погулять, но боится заблудиться. Проходя по домику, помни, чего делать нельзя. Нельзя:
- «налезать» на стенки (мальчик же не привидение, через стенки не проходит),
- карандаш от бумаги отрывать нельзя, пока не дойдёшь до выхода,
- если увидишь, что зашёл в тупик (дальше хода нет), надо развернуться и поискать выход в другой стороне.
Заменим мальчика на зайчика, а домик на заячью норку. Бояться зайчик будет, скажем, лисы. Всё по ситуации. Лабиринтов в интернете не меряно, разной сложности.
Бывает трудно запомнить все три правила сразу. Давайте по одному, потом по два… Свои можете придумать. Только не больше 3-4. Отличная тренировка оперативной памяти, сдерживания характерной для дошкольников импульсивности и много ещё чего.
Поясним.
- Оперативная память. Она потребуется малышу для удержания в уме задания, которое он выполняет в данный момент. Должна быть прилично развитой к школе, чтобы ученик не терял «нить», выполняя задание от начала и до конца.
- Импульсивность. Характерна для малышей. Образно выражаясь, сперва сделаю, а потом подумаю.
Образец и правило
Это занятие произошло из методики «Образец и правило», разработанной А. Л. Венгером для выявления готовности к обучению в школе
Инструкция. Перед тобой рисунок из двух частей. Смотри, слева были точки. Их соединили, и получился рисунок. Справа тоже есть точки. Соедини их, чтобы получилась такая же фигура как слева. Обрати внимание: точек много и они разные (крестики, треугольники, кружки). Все соединять не надо, а выбрать только необходимые, чтобы получился треугольник как слева. Запомни правило: нельзя соединять одинаковые точки. Соединяй только разные точки, например, кружок с крестиком и т. п.
карточка 1
карточка 2
карточка 3
карточка 4
карточка 5
карточка 6
Такого рода умные игры с правилами хорошо развивают пространственное мышление. Упражнение, полезное для будущих математики, химии и других школьных наук. Но не только для них. Если мальчику придётся в жизни сколотить скамейку, а девочке - сшить юбку, то имея развитое пространственное воображение они не растеряются.
Комментарии