Продолжается игра - путешествие "Как появилась письменность". Когда словарь символов (без символического письма никак нельзя) составлен, разведчики отправляются в путь. Поиск переносится на прогулку (начало здесь).
Как появилась письменность
На территории нашего детского сада со времён, когда были заботливые строители, оставлены участки леса со всей присущей растительностью. Здорово, если у вас поблизости имеется водоём, парк.
Что увидит ребёнок на участке, будет зависеть от времени года. Удобнее делить так «зима – не зима».
Примерная тематика
- Как различать следы. Это не только зимой, но и летом можно.
- Изучить растительность, засушить растения. Найти полезные. Подумать, как их применить: съедобные, лекарственные, ядовитые.
- Как построить жилище: шалаш летом, снежную хижину (типа иглу) зимой.
- Каждая тема сама по себе способна стать игрой про разведчиков – следопытов. Но наша цель – выяснить как появилась письменность. К ней и вернёмся.
Планирование поиска
- Проблемная задача «Собираем провиант». Продукты, оказывается, имеют свойство портиться. Часть ребят знает почему. Детям приходится придумывать, как их сохранить без холодильника. Кстати сказать, в головах подготовишек не совсем на эту тему пусто. Например, от детей я узнала, как сохранить свежую рыбу в летний день. Оказывается, её надо сложить в корзину и переложить крапивой. Самый главный вывод на этом этапе: продуктов много не унесёшь, надо брать снасти, чтобы добыть пищу.
- Какие снасти? Как их применить?
- Техника безопасности обязательно: как вести себя в природе.
- Жизнь древних людей зависела буквально от всего. Поэтому прежде, чем выйти в поиск, разведчики выясняют состояние погоды.
- Идти придётся не один день. Где ночевать, как организовать ночёвку?
Игра на участке
Взрослые, даже педагоги, отказываются от этого этапа игры: нет игрушек. Но старшие дошколята замечательно играют понарошку. Нет всамделишного водоёма, так я его вон там уже вижу понарошку. Просто надо припомнить детство.
- Миска нужна – вот моя ладошка.
- Круги на песке – это кочки (камни) через болото (речку).
- Расстояние между двумя линиями – пропасть, река.
- Горная тропинка. Начертите на песке линию. Идти только по ней. Оступишься, свалишься в пропасть. Линия на песке может быть бревном через каньон, ручей.
- Большой круг – пещера, остров.
- Рядовая палочка превращается во что угодно.
Маршрут древних следопытов
Идём через лес. Подъём в горы по узкой горной тропке. Справа скала, слева пропасть (удобно организовать вдоль стены). Идём очень осторожно.
А вот через пропасть упало толстенное дерево. Но как идти? Мы же не знаем, вдруг оно трухлявое? Привязываем добровольца за пояс верёвкой и отпускаем по бревну. Если бревно прогнило и сломается, сможем вытащить смельчака.
Дальнейший ход игры-путешествия в зависимости от: сломалось – не сломалось. На смену рухнувшему бревну рубим новое дерево и перебираемся через пропасть. А впереди болото… и так далее.
На каждом этапе игра может пойти абсолютно новым путём. Но цель – найти новые места для умирающего от голода племени всегда перед нами. Ну, и заодно приблизиться к разгадке, как появилась письменность.
Вернувшись в помещение, пишем записку, чтобы не забыть увиденное.
Две луны будет река.
В реке много рыбы.
В лесу водятся звери и птицы.
Необходимы некоторые пояснения насчёт времени. Объясняем, что проблема не только с записью сообщения. Древние люди по-своему ориентировались во времени.
Что было постоянным в природе? Светила. Луна удобней как точка отсчёта, потому что в конце всех действий. От одной луны до другой - сутки. Две луны на их языке обозначали два дня.
Дети испытывают некоторое разочарование от письма. Впечатлений много, а написано всего три строчки. Самое время сказать, что буквами можно написать больше. Древние люди это поняли и придумали алфавит. Вот как появилась письменность. Теперь можно приступать к её изучению. Теперь есть понимание и мотив. Сайт mama-pomogi.ru желает удачи.