Продолжается серия занятий для маленьких учеников 4-5 лет на развитие гибкости мышления.
Занятие 9
Сделаем салат
Цели
- Учить решать задачи на сочетание по 3 из 5.
- Развивать навыки моделирования.
- Расширять знания о работе повара и мамы на кухне,
- Поощрять самостоятельность.
- Развивать коммуникативные способности (комментировать действия, обосновывать решения)
Оборудование
- Картинки изображением овощей (или натуральные овощи при значительном ограничении кругозора): предположим, огурцы, капуста, зелёный лук, укроп, помидоры.
- Наборы геометрических фигурок разного цвета и размера.
Игра «Набор овощей для салатов»
Индивидуально. Расположим перед дошкольником карточки с овощами или натуральные овощи. Просим рассказать о них.
Вопросы
- Как называется?
- Пробовал ли его малыш когда-нибудь?
- Какой вкус имеет овощ?
Инструкция. Я превращаю тебя в повара. На обед тебе надо сделать салат. У тебя 5 овощей. На салат выбери 3 из них. Подбери карточки.
Варианты рецептов (составлены ребёнком)
- огурцы, капуста, укроп,
- огурцы, капуста, зелёный лук,
- капуста, помидоры, укроп,
- капуста, помидоры, зелёный лук,
- огурцы, помидоры, укроп,
- огурцы, помидоры, зелёный лук,
- огурцы, помидоры, капуста.
Обсуждаем вариант: огурцы, зелёный лук, укроп. Почему ребёнок его не предлагает. Выясняется, что укроп для него это не совсем овощ.
Дайте маленькому ученику подобранные в интернете или нарисованные вами на глазах у него раскраски упоминающихся овощей. Раскрашивая, он лучше запомнит их.
Если дефектолог работает с группой, то карточки или овощи на столе у него. Дошкольники «собирают» салаты на наборном полотне.
Малыши узнают, что выбирая из 5 овощей по 3, можно приготовить разные вкусные салаты.
Игра «Сделаем разные салаты»
Развиваем навыки моделирования: вместо картинок или натуральных овощей применяем геометрические фигурки. Дошкольнику предоставляется сделать выбор самостоятельно из большого набора фигур различного цвета и размера.
Что получилось?
- Капуста – большой белый круг,
- Огурец – зелёный овал,
- Помидор – красный кружок среднего размера,
- Укроп – зелёный прямоугольник,
- Зелёный лук – длинный прямоугольник зелёного цвета.
Предложите дошколёнку собранные им салаты представить в виде фигур-заместителей. Немногие воспитанники читают в 4-5 лет, поэтому вы читаете набор овощей, а малыш заменяет их выбранными для каждого овоща фигурами. Это один вариант.
Второй вариант – это повторение с заместителями того, что делали с карточками или натуральными овощами в предыдущей игре: осуществляем поиск, выкладываем варианты рецептов, обсуждаем ход работы, поощряем детские комментарии.
При групповой работе применяется работа в парах.
Занятие 10
Поставим растения на подоконники
Цели
- Учить дошкольников решению комбинаторных задач с перестановками из 3 объектов.
- Поощрять самостоятельность.
Оборудование
- Карточка с тремя полосками.
- Картинки пеларгонии, пальмы, лимонного дерева.
- Фигурки - заместители.
Игра «Поставим растения по-разному»
Индивидуально. Перед маленьким учеником 3 комнатных растения на подоконнике. Какие не имеет значения. У нас лимон, пальма, примула.
Изучаем названия растений. Рассматриваем внешний вид. Перечисляем слева направо: что стоит слева, что справа, что посередине.
Просим малыша закрыть глаза, меняем растения местами. Дошкольник открывает глаза и говорит, что изменилось. Повторяем манипуляцию несколько раз.
Вывод. Растения можно поставить на подоконник по-разному.
Игра «Поставим растения (с заместителями)»
Дайте своему ученику карточку с 3 горизонтальными полосками. Каждая полоска – подоконник. Каждая полоска-подоконник разделена на 3 части. Попросите малыша рассказать, как полоски помогут ему расставить 3 растения на 3 подоконниках. Если он не сможет, расскажите вы. А потом дошкольник помещает картинки на полоски-подоконники. Должно получиться каждый раз новое расположение растений.
Усложнить игру можно заменив картинки геометрическими фигурами: примула – кружок любого цвета, лимон – зелёный прямоугольник, пальма – зелёный треугольник. Полезно выполнить все виды работ самостоятельно с последующим объяснением.