Развитию мышления помогут детские кроссворды. Знакомить дошкольников с ними можно уже с 5 лет, если ребёнок имеет хороший уровень развития. Словом в зависимости от уровня развития.
Конечно, это должны быть простые, понятные малышам варианты. Начинаем с детских кроссвордов с картинками. Эти лёгкие кроссворды, но и с ними надо научиться работать.
Это неважно, что ребёнок не знает букв или не умеет их писать. За него это может сделать мама (взрослый). От малыша требуется, чтобы он отвечал на вопросы кроссворда, узнавал нарисованные предметы, думал, высказывал догадку, которую потом с мамой или воспитателем проверять вместе будут. Словом, умственная поисковая работа.
Рисуя буковки в клетках, мама обратит внимание ребёнка:
- Эта буква А (и прочие). Она пишется так.
- А так пишется слово КОТ. Посчитай, сколько букв в слове? Первая какая? А последняя?
- Если клеточки нарисованы вот так (по горизонтали), - то это строчка, а так (по вертикали) – столбик. Слово КОРОВА мы напишем в строчку, а ОВЦА – в столбик.
- Работаем слева направо или сверху вниз.
Мама озвучивает свои мысли и действия, рассуждает, делает выводы. Малыш процесс наблюдает, участвует в нём по возможности. Учится на мамином личном примере.
Вокруг кроссворда можно целое занятие построить. Чего не знаем, в книгах поищем или в интернете. Наши кроссворды чёрно-белые. Их можно ещё и раскрасить.
Кроссворды с картинками
Полезно начинать с простейших лёгких кроссвордов для детей. Пример ниже.
Вариант 1. Ребёнок букв не знает, но интересуется.
Задание. Надо в этих строчках записать названия животных, нарисованных здесь. Каждому своя строчка. Где чья, узнаем по цифрам. Смотри, первой клеточке есть цифра «один» (показ). Около каждого животного тоже цифры. Найди, где такая же. Назови. Правильно КОРОВА. Посмотри, слово КОРОВА пишется вот так (пишем на глазах у ребёнка крупными печатными буквами). Теперь ты сам напиши его, каждую букву в свое клеточке.
Крупные буквы нужны, чтобы при необходимости ребёнок мог их обвести. Не красота получится поначалу. Но не критиковать! Называйте буквы, как звуки (не ЭР, а [Р]). Обратите внимание, правильно ли произносит звуки ваш малыш. Ответ отрицательный – проблему надо решать!
Вариант 2. Малыш умеет выделять в слове первый звук.
Тогда цифры заменяются первыми буквами каждого слова. Выглядит это так.
Инструкция примерно такая. В начале строчки написана буква (называется). Найди здесь предмет с названием, начинающимся, скажем, на букву Б.
Задачу можно усложнить для ребёнка подготовительной группы. Например в кроссворде несколько слов, начинающихся на одинаковую букву. Тогда придётся считать и сравнивать количество звуков, сто тоже полезно для осознанного письма.
Вариант 3. Появление вертикальных столбиков.
Понятие разной ориентировки строк (вертикально и горизонтально) важно для будущей работы в тетрадке, ориентировки в тексте. Начинаем с простых и лёгких кроссвордов. Некоторые можно посмотреть здесь.
С цифрами и с буквами.
Дальше можно усложнять, добавляя количество столбиков и строк, привнося элементы загадки. Но это уже скорее для первоклассников или читающих дошкольников.
Инструкция. Если правильно разгадаешь кроссворд, сможешь прочитать, название какого насекомого зашифровано.
А можно наоборот, слово вписать, чтобы ребёнку было легче: ведь одну букву слова он уже знает.
Комментарии