Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Нужен ли устный счёт в образовании детей? Несомненно. Учить ему можно по-разному. Один из методов – ментальная арифметика – активно пропагандируется в интернете, вызывая широкую палитру отзывов.

Ментальная арифметика. Что-то новенькое?

Разберёмся. Придумана ментальная арифметика лет 30 тому турецким исследователем Халитом Шеном. Хотя как сказать «придумана»… Множество современных тенденций - это хорошо подзабытое старое, а иногда и не очень старое. У некоторых новинок присутствует или ортодоксальная нотка, или вовсе доисторическая. Именно ко второй группе и относится ментальная арифметика.

В чём суть этого «нового» метода обучения?

Суть состоит в опосредованном счёте. Ничего страшного. Это обучение счёту с помощью чего-то: пальцев, палочек и т. д. В советский период и даже в недавнее время процесс научения счёту опосредовали счётными палочками. В ментальной арифметике их заменили на абакус – счётную доску, в Японии называемую «соробан». Вам могут повстречаться оба названия. И это, на самом деле, является единственным отличием от предшествующих методов. Всегда, в любой школе любого народа.

Счёты и абакус

Что такое абакус? Он известен уже более пяти тысяч лет. Придумано счётное приспособление древними мастерами Поднебесной. В Японии и поныне оно применяется в начальной школе для обучения устному счёту. Посмотрев на картинку, наша бабушка (ей седьмой десяток) сказала: «О! Да это же счёты! Мы на таких в начальной школе раньше считали»

Как применяется абакус?

Посмотрите на видео. Милая девчушка расскажет очень доступно.

Что развивает ментальная арифметика?

То же, что и обычные методы обучения – абстрактно-логическое мышление. Как видно, ничего нового. Тот возраст, в котором детей начинают учить считать, имеет одну особенность. Её важно учитывать для того, чтобы процесс обучения не прошёл впустую.

Речь идёт о ведущем наглядно-образном мышлении. Поэтому необходимо применять устройства (счёты, абакус) или предметы (палочки, пальцы, картинки и прочее), чтобы ребёнок видел процесс счёта и осознал его. Много раз считая на пальцах, малыш научается считать так быстро, что они становятся не нужны: процесс счёта переходит в умственную плоскость. Это и есть признаки абстрактно-логического мышления, достигающего своего расцвета только в пубертатный период. Любой эффективный метод обучения счёту на этом базируется.

Но представители движения ментальной арифметики смогли сделать на этом ажиотаж, утверждая, что их метод этим и хорош, что задействует наглядно-образное для развития абстрактно-логического. Дети настолько привыкают считать с помощью абакуса, что необходимость в нём самом отпадает. Ребёнок представляет счётную доску в уме и производит вычисления в, так сказать, виртуальном пространстве. Как видно из вышесказанного, данный метод ничем не отличается от традиционных методов обучения счёту.

Насколько эффективен метод?

На столько, насколько часто ребёнок будет посещать занятия по ментальной арифметике. Эффект ускоренного результата достигается лишь частыми или, в некоторых случаях, дополнительными к школьным посещениям, занятиями.

Начинать заниматься ментальной арифметикой приглашают с 4-5 лет. Такое возможно при учёте возрастных особенностей: ребятишкам трудно долго усидеть на месте, продолжительно сосредоточится на чём-то. Поэтому занятия должны быть короткими, а смена деятельности частой и игровой. Обучение длится от 1 года до 2 лет в зависимости от скорости формирования навыка у ребёнка.

Если учесть двухразовые занятия в неделю в течение 1-2 лет, то выложить родителям за обучение придётся немалые деньги. Если они у вас в наличии, то "велкам". И желаем удачи.

Не имеющих таких свободных финансовых ресурсов родителей хочу утешить: устному счёту можно научить и другими методами. Важно желание и усердие. Нынче некоторые школьные программы отказываются от устного счёта. Это печально. Но методически грамотный учитель найдёт время на это полезное дело.

Как-то я спросила репетитора по математике, обучающего в том числе и устному счёту, что ей нравится в ментальной арифметике. "Да в общем ничего нового. Одно здорово: у них проводятся соревнования". - таков был ответ.

Ноу-хау или удачный коммерческий ход?

Таким образом, можно заключить, что ментальная арифметика – новый приём лишь по критерию времени появления на рынке, но не по содержанию. Как сделать новую идею хорошо продаваемой? Необходимо взять одно непонятное слово, прибавить к нему хорошо знакомое и после знака равно получить привлекательную новинку. Так что ментальная арифметика – пример грамотного маркетингового хода.

Комментарии  

0 # Ирина 19.09.2018 10:18
Да, у моей бабушки тоже раньше были счёты, жаль, они потерялись. и в пеналах моего детства были полоски с бусинами. Однако сейчас этим уже не пользуются, а мой сын отлично считает в уме, поэтому даже счетные палочки не понадобились.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Аксана 27.09.2018 15:20
Помню помню счетные палочки. Именно на них нас и учили считать ☺
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 28.09.2018 01:52
Да это уже совсем не новое, просто приподнесли как ноу-хау.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Александр 22.11.2018 23:13
Счёты - это отличный вариант для развития детей. А вот про абакус, я раньше даже и не знал. Отличная вещь. 8)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий