Правое полушарие дано нам, чтобы мир был прекрасен, окрашивать его в различные цвета, оттенки. Правополушарное рисование помогает человеку сохранить мир цветным как можно дольше.
Уже упоминалось, что правополушарное рисование – это скорее психологический тренинг средствами живописи, когда человек преодолевает внутренние барьеры, выходя на другой уровень восприятия.
Уже потом можно учиться тонкостям живописи, но первое – это понять: «я могу творить свой особенный мир». Здорово начинать развитие ощущения творческой свободы с детства.
Если вы решили заняться правополушарным рисованием со своим ребёнком, то нелишне будет припомнить (а кому-то и впервые узнать) следующее.
Нужен инструментарий
Прежде всего, это инструментарий. Не стоит гоняться за слишком дорогим. Это не прибавит таланта. Совсем «хилый» тоже не подойдёт.
1. Краски
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста лучше проводить гуашью. Но для некоторых тем хорошо подойдёт акварель.
Набора гуаши из 12 цветов вполне достаточно. Если гуашь какого-то цвета заканчивается (что часто бывает с белым цветом), её можно купить отдельно. Гуашь хороша тем, что это "плотная" краска, ею без труда исправляются все огрехи.
2. Выставляйте все краски
Следует выставлять сразу краски всех имеющихся в наличии цветов. У ребёнка должен быть выбор. Прислушиваясь к своим чувствам, эмоциям, он выражает их в подборе красок.
3. Бумага для рисования гуашью
Поскольку гуашь имеет свойство осыпаться, то лучше всего подойдёт плотная акварельная бумага. А именно её шероховатая сторона. Шероховатость обеспечит лучшее сцепление гуаши и основы.
4. Планшет
Лист бумаги для рисунка постоянно «ездит» на столе. Для удобства закрепите его бумажным скотчем на планшете – деревянном листе прямоугольной формы. Вместо планшета стол можно покрыть большим куском обыкновенной клеёнки так, чтобы она свешивалась с боков (иначе она тоже будет двигаться).
5. Кисти
Кисти – разговор отдельный. Кисти трёх разных размеров, как минимум. Для детей, ещё не умеющих регулировать силу нажима руки на инструмент, лучше подойдут жёсткие упругие кисти. Плоской кистью можно рисовать плашмя (широкая линия) и ребром (узкая линия), что весьма удобно.
Мягкие кисти за одно занятие превращаются в «веники», а то и вовсе уничтожаются. Хотя рисовать можно и пальцам, ладонью, некоторые дети не приемлют такие приёмы. Многие аутисты не в состоянии побороть свою брезгливость. Они потом будут сто раз мыть руки с мылом.
После рисования кисти моются с мылом и сушатся в подставке ворсом вверх. Взрослые (и родители, и педагоги) часто и напрасно не придают этому значения. Мыло обязательно, потому что в состав гуаши входит клей, который требуется смывать с кистей. При сушке ворсом вниз ворс может безвозвратно деформироваться, и кисть не сгодится к работе.
При подготовке к рисованию располагайте кисти со стороны ведущей руки. Мы делаем это так. На картинке кисти лежат на свёрнутой в рулон тряпочке. Кисти не скатываются, стол не пачкается.
6. Палитра
Для детей удобны пластиковые подставки разной формы с углублениями. У них есть один недостаток: со временем краска въедается и перестаёт отмываться. Иногда мы используем плоские керамические тарелочки или белую керамическую плитку. Удобство: краски легко стираются тряпочкой или салфеткой при необходимости. Неудобство: краска быстро сохнет.
7. Баночки-непроливайки и тряпочки
Баночки используем любые. Просто непроливайки удобнее. Дети по делу и без дела постоянно моют кисточки, которые после этого оставляют на бумаге лужи. Приучайте их пользоваться тряпочками. Иногда детям дают бумажные салфетки, которые сразу же превращаются в мокрый ком. Тряпочки удобнее: можно снимать лишнюю воду и краску, протирать кисточки. Ну, и постирать их, поплескаться в воде – одно удовольствие.
8. Ведро с водой и тряпка
Один уважаемый мною учитель рисования всегда держал под рукой ведро с водой и тряпку. У него никогда не было истерической трагедии «Краска пролилась». Сама так поступаю, и всем советую.
Вот как-будто и весь инструментарий для рисования, в том числе и правополушарного рисования.
Подведём итог
Почему так много слов об очевидных и рутинных вещах?
А потому, что рисования красками в жизни современных детей так мало, что не только родители, но и многие педагоги всё это хорошенько подзабыли.
Посудите сами, рисования отдельной строкой нет в дошкольных программах и расписаниях. Рисование – небольшая часть занятия. В школе оно тоже вроде как необязательно. Как родители решат: будет рисование, а особенно какое-то немыслимое правополушарное рисование? Разумеется, родители предпочтут английский, информатику… Словом, левое полушарие.
Поэтому рисуйте дома. Развивайте правое полушарие! Сделаете большое и доброе дело для своих детей.
Комментарии