Многие дети, благодаря нам, взрослым, – жёстко критикующим и осуждающим, – рисовать отказываются. Формируется очень стойкая неуверенность в себе, остающаяся на всю жизнь.
Многие взрослые сами уверены процентов на сто, что художественных данных у них нет. Но рисование очень много такого даёт развитию малыша, что компенсировать другой деятельностью очень трудно. Поэтому ситуацию надо как-то исправлять.
Как научить ребёнка рисовать?
Первое дело – надо перешагнуть через неуверенность, через страх перед чистым листом бумаги.
В решении задачи «как научить ребёнка рисовать» нам поможет правополушарное рисование. Воспользуемся рекомендациями по этому рисованию Нателлы Дубашидзе. Дети очень любят всё необычное, поэтому такое рисование им понравится. А особенно им понравится, когда мамы рисуют рядом с ними.
Правополушарное рисование – не обучение рисованию, как это принято у нас понимать, к примеру, в обычной или художественной школе. Оно больше похоже на психологический тренинг, что нам в начале работы и надо. Мы полностью расслабляемся, следуем за инструкциями, не думаем, что мы делаем. И творим.
Занятие для детей 5-6 лет
Материалы
1. Нам потребуется рамка для фотографий. По её размеру вырезаем кусок бумаги. Это будет рабочая поверхность, на которой мы нарисуем картину, а потом вставим картину в эту рамку. Бумага должна быть плотной, типа ватмана. Этот листок располагаем на куске бумаги (любой, можно взять старые обои) большего размера. Он будет как бы подсобным листом.
2. Рисовать будем на небольшом вырезанном листке гуашью зелёного, жёлтого, синего и белого цвета.
3. Инструмент. У нас 4 кисти:
- 2 жёсткие (широкая и узкая) остаются сухими, они только вытираются тряпочкой;
- 2 мягкие (также широкая и узкая), их можно мочить в воде.
Ход занятия
1. Помещаем на планшет листок бумаги и горизонтальными движениями кисти, широкими размашистыми движениями, смело наносим на него жидко разведённую белую краску, не беспокоясь о том, что выйдем за край листка.
2. Узкой кистью наносим на полученный фон синие (числом побольше) и зелёные (немного) пятна. Широкую кисть макаем в белую гуашь и растягиваем пятна по горизонтали мазками кисти вправо-влево.
Ребёнок может не следовать за вашими цветами, а брать те, которые ему нравятся. Так ребёнку об этом и сообщите: если я говорю зелёный, а ты хочешь красный, бери красный.
Цветовая гамма должна нравиться лично ему. Мы не часто разрешаем детям делать самостоятельный выбор, так что это им понравится.
Можно смешивать краски на палитре и наносить не чистые цвета, а оттенки. Например, зелёный цвет можно сделать темно-зелёным добавив в него капелюшечку (совсем мало) чёрной краски, или жёлто-зелёным, смешивая зелёный с жёлтым.
3. На листе справа отступаем от верхнего угла 1/3 длины стороны вниз. От этой точки проводим мягкой узкой кисточкой зелёную линию влево, не доходя до середины. С другой стороны навстречу аналогично.
4. На зелёных горизонтальных линиях маленького листочка делаем строго перпендикулярно этим линиям столбики из точек разной высоты вверх. Получается как будто деревья или кусты растут.
Обычно дети набирают на кисть краски "от души". Перед тем как их рисовать надо убрать с кисти этот избыток.
Для этого в правом верхнем углу большого подсобного листа ставим кисточкой точки зелёного цвета до той степени, чтобы получился не густой, плотный, а ажурный рисунок.
Это называется «отбиваем кисточку», то есть убираем лишнюю краску с ворсинок кисточки (узкой жёсткой). Если этого не сделать, на рисунке получится грязь.
5. Рисунок переворачиваем «вверх ногами» и рисуем то же самое, но чуть-чуть легче, ажурней, чем предыдущий. Симметрично. Так отражаются деревья в воде, как в зеркале. Это надо объяснить ребёнку.
Обычно детей удивляет тот факт, что рисовать можно и "вверх ногами", и оказывается, что получается не так уж плохо. Это дополнительный камушек в преодоление страха перед рисованием.
Цвет отражения (вверху) должен быть легче, чем основной (внизу). Ну и размеры деревьев и отражения соотносите. Здесь можно провести предварительную работу по наблюдению тени предметов в зависимости от времени суток. Обычно малыши на такие тонкости внимания не обращают.
6. Снова переворачиваем работу в исходное положение и добавляем жёсткой узкой кистью немного жёлтого цвета с обеих сторон, также предварительно «отбивая кисточку». Делаем это для придания рисунку объёма.
7. Берём мягкую узкую кисточку, макаем в белую гуашь и поверх зелёной полосы проведём узкую линию, оттенив её. Рисунок как бы разделяется на 2 части. Откуда этот цвет? Волна бьётся о берег и получается пена. Вот её мы и рисуем.
8. Охрой рисуем округлую фигуру неправильной формы
(лодочку или пенёк, у кого что получится) в нижней части рисунка, в любом месте, но так, чтобы ниже её оставалось место для отражения.
Переворачиваем рисунок и рисуем отражение фигуры, только более мягко, ажурно, блёкло, если хотите. Для этого не забываем кисточку отбивать. Тут тоже соблюдаем строгую симметрию.
У некоторых детей могут возникнуть проблемы с пониманием симметрии. Тогда малышу надо разъяснить и показать. До большинства же доходит быстро на уровне интуиции.
9. Теперь снимаем наш листок с рисунком, после того как краски подсохли, и вставляем его в рамку. Это апогей. Не видела ни одного ребёнка, которого не радовал результат его творчества.
Напоминаю ещё раз правила.
- Рисуем не вместе, а рядом.
- Не подавляем инициативу.
- Никакой критики работы ребёнка.
Начало решения проблемы «как научить ребёнка рисовать?» положено. Любуйтесь и не говорите, что нарисовать что-то «путное» не можете.
Комментарии