Ещё один способ развития правого полушария мозга – это развитие цветоразличения, тренировка цветовосприятия. Как научить ребёнка различать цвета? Надо ли этому учить?
Может данное качество как-то само по себе разовьется? А если надо, то с какого возраста?
Учимся различать цвета
Важность тренировки цветоразличения
Профессор Макото Шичида так описывает тренировку способностей правого полушария мозга.
"В результате небольших (я бы добавила «и постоянных») упражнений эти способности вполне можно натренировать. Например, одна мама, американка, чья дочь в 9 лет поступила в университет, так занималась с девочкой, начиная с 2-3 лет.
1. Поначалу, когда они прогуливались по пляжу или лесу, мама просила дочку называть все цвета, которые та видела вокруг.
2. Потом просила её назвать цвета одежды людей, которые встречались на пути. Мама называла это «тренировка острого глаза».
3. Постепенно задания усложнялись. После того, как ребёнок привык к таким наблюдениям, идёт переход на «вспомни объект, который видел». Мама и ребёнок быстро охватывают взглядом комнату или вид из окна и играют в «кто может вспомнить больше объектов».
4. Потом мама просила дочку попробовать охватить взглядом страницу из книги и таким образом прочитать её. В пять лет эта девочка могла запомнить большую поэму в присутствии группы профессоров Университета Нью-Йорка".
Как вы заметили, на первом этапе мама стимулировала девочку различать цвета. Так что вопроса: «Надо ли?» – не должно возникать. Природа дала человеку замечательную способность видеть разноцветный мир, и было бы неправильно не развивать способность в пользу малыша.
Когда младенец начинает видеть цвет
Начнём с с периода новорожденности? Читала в популярной прессе про следующую очерёдность:
- сперва – жёлтый,
- затем – красный и оранжевый,
- следующие – синий и зелёный,
- а потом – фиолетовый (к шести месяцам).
Этим объясняют преобладание желтого, оранжевого и красного в погремушках. Но поручиться за точность этих сведений не могу.
Как расширять цветовосприятие?
Если вы, не особенно заморачиваясь на всяких системах, просто хотите расширить цветовосприятие, ввести в словарь малыша названия цветов, то можно опираться на следующие игры и советы.
С какого цвета начинать обучение?
В отечественной системе дошкольного воспитания начинают с обучения четырём основным цветам. Когда мои дети были ясельного возраста (1-2 года), воспитатели просили меня делать дидактические игры, шить и вязать для кукол красную, синюю, желтую и зелёную одежду.
Зачем? Для совсем маленького ребёнка цвет не существует сам по себе. Он часть конкретного предмета. Его неотъемлемое свойство. Это первое. Второе – малыш не может даже малое время сосредоточиться. Поэтому обучение детей до двух лет только в игре.
Игры на цветоразличение
«Прогулка по дому»
Сформулируйте для себя цель: работаем с определённым цветом (взрослым надо мотивировать, прежде всего, себя). Начинать рекомендуется с красного.
Условие: для детей ясельного возраста работать одновременно только с одним признаком. Например, вы начали работать с цветом, только через пару часов можете поработать с формой.
Ход игры
1. Сперва возьмите красный кубик. Это будет некий эталон (образец).
2. Поставьте его на не загромождённую другими предметами полочку или подоконник. Каждый раз, поднося малыша к полке, называйте цвет таким образом: это кубик, он красный. Строить фразу надо именно так, потому что кубик (или другой предмет) может быть и иного цвета
3. Расставьте по дому красные предметы. А потом гуляйте по этому пространству, показывайте пальчиком ребёночка обнаруженный красный предмет и называйте его. Закончить игру на образце: красном кубике.
4. Недели через три-четыре место красного займёт синий кубик, потом жёлтый. Восьми-десяти минут таких ежедневных прогулок будет достаточно. За это время малыш не успеет переутомиться и не потеряет желание заниматься.
«Прокати в воротца»
Приготовьте небольшие мячики или пластмассовые шарики как в «сухом» бассейне. Ограничьте двумя книжками воротца. Задача: прокатить в воротца шарик определенного цвета.
«Разноцветные коробочки»
Распространённое упражнение на сортировку. Надо взять четыре коробочки. Обклеить их бумагой какого-нибудь основного цвета. Это будут домики для игрушек. Обычно родители на моменте обклеивания коробочек стопорятся. А можно привлечь к этому делу дошкольника. Он с удовольствием поработает вместе с вами.
Ход работы
Берём лист бумаги нужного нам цвета и клеящий карандаш. Отрываем от листа произвольного размера и формы небольшие кусочки, намазываем их клеем и наклеиваем на коробку со всех сторон. «Домики» получаются своеобразные, мохнатые. Может быть не совсем эстетичные. Но для детей подобные детали не важны. С ними они играют с большим удовольствием.
А теперь задание: разложить игрушки в «домики» одного с ними цвета. Даже маленьким детям такая совместная работа со взрослым понравится.
«Какого цвета»
Называйте цвет всего вокруг. Одевая малыша, называйте расцветку его одежды. Сначала называть будете вы, а потом с вами вместе и чадо. Просите ребёнка подать предмет определённого цвета.
«У тебя – у меня»
Дошколёнку проще запомнить цвет, сравнивая его с другим. На задание я наткнулась в Интернете и теперь применяю его на тренировках с дошколятами разного возраста. Задание простое. Вы говорите: «У моей куклы платье синее, а у твоей…» и дошкольник называет.
«У меня сапожки чёрные, а у тебя…» и т. д.
«Цветные дорожки»
Игра напоминает предыдущую. Потребуется 2 набора фломастеров.
Инструкция. Мы будем проводить дорожки. Я проведу синюю дорожку (проводите), а ты красную. Задача ребёнка выбрать красный фломастер и провести дорожку. Потом меняетесь ролями: малыш задаёт цвет.
«Какого цвета машинка»
Современные дети любят машины. Одна мамочка долго учила с чадом цвета по карточкам и не могла добиться результата. Тогда она стала обращать внимание на цвет машин, проезжающих по улице или стоящих во дворе. Результат не заставил себя ждать.
Я склонна этой мамочке верить, так как часто сталкиваюсь с явлением: дошкольник не может выучить небольшое стихотворение, но прекрасно знает марки автомобилей. Покупая игрушечную машинку интересуйтесь, какого цвета он хочет, есть ли у него машинки такого же цвета.
А можно поработать с малышом вот так, как показано на видео
Книжки с красочными иллюстрациями
Рассматривая картинки, называйте цвет на рисунках, спрашивайте у малыша, что какого цвета. Я уже не говорю про пирамидки, вкладыши. И это только маленькая часть игр на тренировку цветоразличения.
Комментарии