Рисунок – один из самых древних видов искусства, с помощью которого малыш изучает окружающий мир и выражает внутренний мир, мир своих переживаний.
Содержание
Детский рисунок информативен. По существу это рассказ, выполненный в форме образов, который необходимо учиться читать.
Есть две стороны детского рисунка
- техника исполнения
- и цвет.
Техника исполнения – это то, как малыш изображает форму, как располагает предметы на листе бумаги. По совершенствованию формы и композиции можно судить о продвижении в умственном развитии, потому что не только мозг учит руку, но и рука учит мозг.
Становление детского рисунка переживает несколько этапов. Периодизация, автор которой Георг Кершенштейнер, описана Л. С. Выготским в своих работах. Кершенштейнер не учитывал стадию "марания", не считая эту продукцию рисунком.
Этапы формирования детского рисунка
Стадия марания
Это пробы рисования. Ребенок создает линию без "рисунка" в хаосе и нагромождении. Это стадия доэстетическая – значительная часть детского рисования подчинена не красоте, так как нет еще эстетической задачи как таковой.
Часто период «марания» сравнивают с гулением, когда младенец овладевает "звуковой материей". По определению К. Бюлера это "фонетика рисования". Эта стадия продолжительна и неоднородна. Внутри нее есть ряд этапов, когда ребенок:
- подражает движениям взрослых,
- разглядывает каракули,
- рисует линии,
- повторяет каракули,
- рисует орнамент (овладевает первичной формой),
- появляется изображение.
Появление образа
Наступает тогда, когда малыш начинает видеть в своей "картинке" какой-то образ.
Происходит переход от "мараний" к стадии примитивных изображений. Как долго она будет длиться, зависит от скорости формирования зрительно-двигательной координации, совершенствования моторного контроля.
В этот период дети постигают очень важный для развития факт: с помощью линий можно создать сплошные, массивные пятна, то есть одномерное движение может образовать двухмерные массы. У малыша появляются умения изображать некоторые другие формы: неровные круги, нечто напоминающее многоугольники, углы, отрезки линий.
Схематическое изображение
Обычно появляется у детей приблизительно с 4-5 года жизни. Существенное отличие стадии: дошкольник рисует по памяти, а не с натуры.
Считается, что детский рисунок на этом этапе является как бы перечислением, схематическим рассказом об изображаемом предмете.
Период тянется очень долго и проходит ряд ступеней от первых совсем примитивных схем до наполненных существенным содержанием.
Л.С. Выготский считал детский рисунок на ранних этапах этой стадии предвестником письма. Но чтобы дойти до символов второго порядка – букв, дошкольнику надо сделать еще одно открытие: изображать можно не только образы, но и речь. В норме это происходит примерно в 6-7 лет.
Правдоподобные изображения
Происходит постепенный отход от схемы и появляются попытки воспроизвести достоверный вид предметов. Предметы обрастают деталями.
Одновременно обогащаются темы картин: появляются пейзажи, внутренний вид домов и др. В данный период ошибки в рисунках еще не исправляются совсем или очень редко.
Самый обычный способ исправления – малыш бросает начальную картинку и переходит к новой на новом листе. Процесс рисования пока увлекает больше, чем выполнение определенной задачи на изображение.
В конце периода правдоподобных картин ребёнок начинает рисовать с натуры. Часто взрослые (даже педагоги) думают, что рисовать с натуры гораздо легче, чем по памяти. На самом деле это не так. Прийти к самостоятельному рисованию предметов с натуры без помощи педагога могут немногие дети. Большинство остаётся на этапе схематического рисования.
Необходимо помнить, что бывает затруднительно приурочить каждую стадию формирования детского рисунка к определенному возрасту, так как здесь больше, чем в чем-либо другом сказывается индивидуальная одаренность и влияние обучения.
Вместе с тем детский рисунок дает достаточно четкую картину соответствия особенностей рисования и умственного развития. Именно поэтому психологи рассматривают его диагностическое значение. Рисование умственно отсталых детей отличается отсутствием фазы активного «марания» и поздним появлением четвертой стадии.
Комментарии
А вот недавно убедилась, что для меня разукрашивание - отличный способ снять стресс. Был период, когда я очень сильно нервничала и переживала - и под руки попалась раскраска. Так я неожиданно для себя так вошла во вкус, что разукрасила в ней все рисунки. Моя дочка вернувшись из садика, была очень сильно удивлена. Муж тоже...
У нас теперь традиция рисовать обязательно папе что-нибудь, когда он приходит с работы.
Причем так здорово получается, прямо серии рисунков
А у подруги маленький сынишка, садясь на горшок, всегда просил дать ему «анаши и багаму» :) И до сих пор не утратил желания порисовать для души.
У вас замечательный сайт !
У меня на сайте есть две книги - одна по копирайтингу, другая - по нишеванию, обе совершенно бесплатно переведены Алиной Даниель.
Я сходила к ней на блог из любопытства и выяснила, что Алина не только талантливый переводчик, Она еще и учит рисовать таких как я, у нее там своя методика какая-то по превращению всех желающих в художников.
В общем, думаю, как появится время, поучусь у нее.