Все родители мечтают, чтобы их малыш вырос здоровым, умным, чтобы у него не было проблем в школе и так далее. Сегодня мы поговорим о раннем развитии детей. Под этим понятием подразумевается, что вы начинаете развитие своего малыша до 3 лет. Это время называется ранним возрастом. Почему полезно разумно организованное раннее развитие можно прочитать здесь.
Свою позицию идеологи раннего развития формулируют так: обучать ребенка с 7 лет – это поздно; можно начинать гораздо раньше потому, что детский мозг способен к обучению с рождения. Это правильно, так как человеческий детеныш в отличие от детенышей животных рождается с минимумом врожденных программ, обеспечивающих выживание во внешнем мире, и учится достаточно длительно.
Обзор некоторых методик раннего развития
Поиск способов эффективного обучения стал причиной появления систем раннего развития, самые известные из которых перечислим.
1. Монтессори-система,
2. Система раннего развития Домана.
3. Вальдорфская система.
4. Метод развивающих игр Никитиных.
5. Кубики Зайцева и другие.
Ранее развитие по Монтессори-системе.
Создана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Идея такова. Педагогическая система Монтессори включает 3 части: ребенок, специальная развивающая среда, Монтессори-учитель. Центром системы выступает ребенок. Специальная развивающая среда дает ему возможность для формирования движений, чувств и ума в соответствии с возрастом.
В Монтессори-среде нет ничего лишнего, все выверено в наблюдениях за детьми. Дети учатся на собственном опыте. Монтессори-учитель наблюдает и по необходимости помогает маленькому ученику.
- Одна из проблем системы Монтессори – недостаточное речевое развитие – в настоящее время активно преодолевается.
- Вторая проблема – детям сложно перейти к традиционной для России системе обучения в школе, если их не подготовить специально.
Это мое личное мнение по наблюдениям Монтессори-учеников. Возможно, кто-то с ним не согласится.
Система раннего развития Глена Домана.
Создана в 50-е года ХХ века. Иногда ее считают методикой "пассивных" знаний, забывая, что большой раздел в ней посвящен физическому развитию. Это неудивительно, институты Домана работают, прежде всего, с детьми, имеющими нарушения в развитии. Если среди вас, уважаемые читатели, сайта "Нестандартные дети" есть родители таких ребятишек, советую: читайте книги Домана. Они настолько вдохновляют и поддерживают! Просто по-человечески. В нашей стране при отсутствии внятной помощи, родители детей с ограниченными возможностями здоровья очень одиноки.
Получая удивительные результаты с больными детьми, удивительно ли, что Доман попытался применить свою систему раннего развития и к здоровым детям? Своими трудами Доман показал, как огромен потенциал обыкновенного ребенка, в 2-4 года начинающего читать, прекрасно осваиваивающего математику, эрудированного и превосходно развитого физически. По существу – это метод формирования энциклопедистов.
Вальдорфская система раннего развития.
Из неё в нашу педагогику пришли, например, пальчиковые краски и рисование ими. В этой системе я бы выделила отдельные методы. Сама же система очень странная, оккультистская. Это даже не система обучения и развития, а образ жизни, достаточно закрытый, напоминающий этой закрытостью секту. Отцом-основателем вальдорфской педагогики был Рудольф Шнайнер, известный оккультист, ученик Блаватской. Прежде, чем выбрать такое обучение надо хорошенько подумать.
Раннее развитие по системе Никитиных.
Эффективная методика раннего развития и оздоровления детей создана нашими соотечественниками Борисом и Леной Никитиными. Они использовали с раннего возраста развивающие игры, которые разработали сами и назвали "ступеньки творчества". Это интеллектуальные игры для ребенка и взрослого. Участие взрослого обязательно. Частичная (как говорят в отечественной педагогике "парциальная") программа Никитиных должна уравновешиваться эстетическим воспитанием. К ней можно добавлять другие развивающие методики, например, кубики Н.А. Зайцева.
Система раннего развития Н.А. Зайцева.
Система методов обучения чтению, письму и счету разработана Николаем Александровичем Зайцевым. Используются кубики, таблицы.
Все хорошо, пока не становится модным. Где мода, там деньги. Соответственно появляются развивающие детские центры, кружки, школы, обещающие с полугода обучать младенца чтению, математике, рисованию и другим полезным вещам. Некачественная работа некоторых из этих образовательных центров породила мощный родительский протест, разделивший родителей на два лагеря.
- Позиция одного из них: занятия по программам раннего развития лишают детей детства. Приступать к ним надо, когда ребенок наиграется игрушками. Так воспитывались мы и наши родители, и все стали полноценно развитыми людьми.
- Позиция второго родительского лагеря противоположная. Родители с энтузиазмом приняли новое направление и стали активно развивать и обучать младенцев, подчас в порыве энтузиазма ограничивая это "детство".
Кто из них прав?
Истина, как всегда, посередине. Родителю следует самому определить "золотую середину", сперва изучив и хорошенько разобравшись в сути системы раннего развития, которую он желает реализовать, самостоятельно ответить на вопросы, для чего она предназначена и как работает. Только тогда родитель будет готов самостоятельно развивать своего малыша, не рискуя превратить процесс раннего развития в нудные и скучные уроки. Только тогда ребенок и родитель получат удовольствие от общения.
Советую принцип: изучи, подготовь материалы (раннее развитие – процесс наглядный, требует много материалов) и только потом приступай к обучению.
Комментарии